В 1889 году в Марокко, в местечке Тафилальт среди Атласских гор и колоритных оазисов пустыни Сахары родился мальчик, которого назвали Исраэль Абухацира. Надо сказать, что в Марокко вплоть до создания Израиля проживали около 500 тысяч евреев и в особенности крупные общины были в Касабланке, Фесе, Марракеше и в упомянутом регионе Тафилальт. В наши дни в Израиле этого человека знает каждый выходец из Марокко под именем Баба Сали - духовный лидер марокканских евреев, живущих в Марокко и Израиле, раввин, каббалист, широко известен также как чудотворец. Он переехал в Израиль в 1963 году в в связи с тем, что почти все его сподвижники и прихожане эмигрировали в Израиль из-за обострения арабо-израильского конфликта и роста антисемитизма в отношении евреев в арабских государствах включая Марокко.
В Израиль он приехал уже глубоким стариком, но встречали его с царскими почестями. Вначале он жил в городке Явне под Тель-Авивом, но затем переехал в "марокканскую столицу" страны, городок Нетивот в пустыне Негев. Там начиная с 1956 года активно размещали эмигрантов из Марокко и даже по сей день, в 2020 в Нетивоте три четверти жителей это потомки тех марокканских евреев. Баба Сали в глубокой старости -
В 1988 Баба Сали умер и десятки тысяч евреев Марокко провожали его в последний путь на городском кладбище Нетивота, где для него построили целый погребальный комплекс. Каждый год его могила становится местом паломничества и ее посещают до миллиона израильтян марокканского происхождения. Просят обычные вещи: первенца в семью, денег, здоровья. В принципе, ничем не отличается от молитв в церквях, мечетях и синагогах.
Паломники приносят на могилу бутылки с водой, молятся, делают пожертвования, общаются друг с другом, вспоминают своих живших в Марокко бабушек и дедушек, и верят, что дух великого раввина благословил воду в бутылке. И что эта вода станет целебной и исцелит их от болезней, поможет удачно выйти замуж дочери или устроиться на работу сыну. Кроме того, посещение могилы Бабы Сали для многих выходцев из Марокко являются символом почтения к богатейшей, но уходящей в прошлое культуре марокканских евреев. Как бы скептически многие из нас не относились в религии, тут все же есть важный момент сохранения культуры и истории одной из древнейших еврейских общин мира - марокканской. В эпоху Кока-Колы и Инстаграма это весьма актуально.
Кажется, с официальной версией жизненного пути Бабы Сали мы закончили.
Все остальное вокруг личного этого религиозного деятеля, как и следовало ожидать, окружено легендами и мистикой. Историй из серии "поднял на ноги парализованного", "накормил всех бедных двумя лепёшками" (вам это ничто не напоминает?) и "пришел во сне к безутешной вдове и она родила сына" - полно. Кстати, тема посещения людей во сне является самой популярной среди поклоняющихся Бабе Сали. Именно во сне он посетил душу 15 летней юной девушки и настоятельной ей рекомендовал выйти за него замуж. Пришлось девушке согласиться и она стала женой 90 летнего старика. Две его предыдущие жены умерли естественной смертью, а сам Баба дожил по почтенных 95 лет.
Я оказался на могиле Бабы Сали вчера, в разгар коронавируса. Там было пусто и я бы сказал сильно замусорено. Дверь в гробницу была приоткрыта и там сидели несколько человек. Не стал их беспокоить и вышел назад на улицу, где сфотографировал котят, раздиравших когтиками лик Бабы Сали.
А могли бы помолиться о баночке кошачьего корма. Забавное зрелище. А корм котята таки получили, причем не от Бабы Сали, а от меня - поделился с ними своим бутербродом с колбасой.