До коронавируса в этом небольшом отеле в центре палестинского Иерихона было полно туристов: европейцев, американцев, японцев и даже россиян. Три десятка номеров различного уровня и цен. Сегодня мы единственные гости. Общее несчастье объединило как израильтян, так и палестинцев. И я говорю не столько про коронавирус как таковой, сколько про наплевательское отношение руководства к тем, кто сильнее всех пострадал от закрытия границ.
Владельцы отелей, рестораторы и туристические гиды в Палестине не получили ни копейки денег от палестинской администрации. Большинство их израильских коллег также остались без денег и без поддержки государства. Впрочем, часть моих друзей сумела получить от Израиля какие-то несерьезные суммы вроде 6 тысяч шекелей ($1800) в качестве поддержки, а пара человек сумела даже "выбить" вдвое больше, вплоть до 12-15 тысяч шекелей. И все равно это смешные суммы, с учетом того, что люди четвертый месяц сидят вообще без денег. Если ситуация с закрытием границ и отсутствием туризма затянется дальше, то единственное на что смогут претендовать израильские работники туристической сферы это пособие по прожиточному минимуму на сумму чуть более 2 тысяч шекелей в месяц ($550), которых не хватит даже на еду, не говоря уже об оплате коммунальных платежей, или кредитов.
Но палестинцы от своего президента Абу Мазена не получили даже этого.
Конечно, достается от простых палестинцев и собственным властям. И за коррупцию, и за неспособность остановить распространение коронавируса, и за отсутствие поддержки тем, кто лишился работы.
Честно? Мне жаль и израильских друзей потерявших работу из-за закрытия границ, но мне жаль и палестинцев. Они ничем не хуже, им тоже надо кормить свои семьи. Безнадега, нищета и отчаяние только усилят ненависть и приведут к новым вспышкам насилия.
И пусть мои очень скромные 100-120 долларов за эти трое суток в палестинской гостинице не изменят тяжелое положение этих людей. Мог бы позволить себе заплатить больше - поверьте, заплатил бы. Но считаю, что таким вот символическим шагом поддержу людей хотя бы морально.