Первый и последний израильский истребитель, который загубили США

Гуляя по израильскому городу Хайфа, внезапно обнаружил монумент с истребителем. Ну хорошо, вовсе не внезапно, я знал что он там есть и наблюдаю его там много лет. Речь идет про целиком израильский самолет IAI Kfir, разработанный в 1973 году в рамках программы полного самообеспечения страны военной техникой. Танки и пушки Израиль давно производил сам, а вот самолетов еще не было.

Первый и последний израильский истребитель, который загубили США

В 1975 года истребитель впервые поднялся в воздух и даже принимал участие в воздушных боях на египетской границы на Синае. Самолет выпускался вплоть до начала восьмидесятых. Потом его сменил новый проект IAI Lavi в 1986 году, но уже полгода спустя, в августе 1987 программу закрыли. Правительство решило, что с учетом военной помощи от США выгоднее закупать американское вооружение, чем разрабатывать свое. На тот момент успели выпустить всего два самолета и еще три были в процессе сборки. Забросив производство самолета Lavi, Израиль закупил сотни самолетов F-15 и F-16. Так умерла израильская авиационная промышленность, по сути таки не родившись.

Сохранились кадры, где глава правительства Израиля в те годы, Шимон Перес, принимает первый самолет и сам в нем позирует для камер.

Первый и последний израильский истребитель, который загубили США

Первые полеты -

Первый и последний израильский истребитель, который загубили США

31 декабря 1986 года истребитель впервые поднялся в воздух, но уже полгода спустя, в августе 1987 программу закрыли.

Первый и последний израильский истребитель, который загубили США

Правительство решило, что с учетом военной помощи от США выгоднее закупать американское вооружение, чем разрабатывать свое. На тот момент успели выпустить всего два самолета и еще три были в процессе сборки. Забросив производство самолета Lavi, Израиль закупил сотни самолетов F-15 и F-16. Так умерла израильская авиационная промышленность, по сути таки не родившись.

Что касается самолетов Kfir, списанных ввиду устаревания, то они были немного модернизированы в плане электроники проданы в некоторые страны мира, такие как Колумбия, Эквадор, Шри-Ланка.

Справедливости ради, разработки истребителя заложили основу для создания собственного и весьма передового радиоэлектронного оборудования, ракетных систем и беспилотников. Но попытки создать свой самолет больше уже не предпринимались.