Ровно в это самое время, то есть в конце мая 2011 года, в Моравии. А точнее чешской линии укреплений Острава - Глучин - Опава. Путешествуя на машине по странам Восточной Европы, я не предполагал посетить чешско-польское приграничье. Но так сложилось. Довольно неожиданно сбился с пути в районе городка Чешский Тешин, когда выезжал из Польши, часа два плутал по каким-то проселочным дорогам, в итоге обнаружил себя уже в Чехии, в городке Карвина. Ну а там, в отеле, лежал туристический справочник по восточной Моравии. Он был на чешском языке, но в целом разобраться было можно. И я нашел там статью про линию бункеров, которую чехи выстроили в 1935-1938 годах вдоль границ с Польшей, Германией и Австрией для защиты от растущей угрозы со стороны гитлеровской Германии.
Не будучи историком, буду краток в описаниях. Итак, в 1937 году чехам стало ясно, что необходимо быстро возвести укрепления на границах с Австрией, Венгрией и Польшей. Доты строились до самого украинского Берегова (Закарпатская Украина была до июня 1945 частью Чехословакии). Поначалу строились лёгкие доты LO36, потом их усовершенствованные варианты LO37. Они представляет из себя трапецию с двумя амбразурами сбоку, защищёнными бетонными "ушами" и глухой фронтальной стороной, выдерживающей прямое попадание 152-мм снаряда - таким образом невозможно попасть прямой наводкой в амбразуру. Доты располагаются так, что секторы обстрела перекрываются. Гарнизон LO37 составляет 7 человек - двое пулемётчиков, двое заряжающих, двое наблюдателей и оператор ручного вентилятора для отвода пороховых газов, он же обслуга третьего лёгкого пулемёта на входе в дот. Доты сохранились прекрасно - внутри до сих пор находятся железные полки для боеприпасов, остатки ручных вентиляторов, железные заслонки на амбразуры и прочее.
В какой-то мере от предательства великих держав выиграл современный турист: поскольку Чехословакия пала почти без сопротивления, практически вся линия обороны сохранилась в первоначальном состоянии -
Бункеров сотни. Как правило, с одного виден другой. Проблема для туриста лишь в том, что они расположены в сельской местности вне связи с современными автодорогами. Многие бункеры и вовсе скрыты в лесу - что ж, лишняя прогулка никому не помешает. Когда к бункерам вели дороги, но они заросли, поэтому какое-то время до объектом нужно идти пешком. Без собственного автомобиля посещение линии обороны представляется крайне сложным.
Вместе с тем, в нескольких наиболее мощных бункерах в последние годы появились музеи со всеми атрибутами современности: платной парковкой, платным входом, бутафорскими выставками старых фотографий и специально подогнанными танками Т-34, которые не только не состояли у чехов на вооружении в 1938 году, но и даже начали выпускаться серийно лишь с 1940-го года. Но эти тонкости не принципиальны для среднего туриста из Западной Европы -
Зато пройти по тоннелям, из которых сегодня открыта лишь десятая часть, очень интересно. Жаль, что съемка там платная. Хотя возможно, что после отмены карантина, музейщики пересмотрят свои взгляды и станут более лояльны к туристам. А вот пересмотрят ли политику те, кто пытается переписать историю Второй мировой - это большой вопрос.