Внешне усадебный дом, затерявшийся в Смоленской области, выглядит довольно не плохо. Создается обманчивое впечатление, что в усадьбе не хватает только окон, но все немного не так.
Усадьбу построил Александр Энгельгардт - тогдашний глава Смоленска. Энгельгардт получил село Мачулы в качестве приданного при женитьбе на Софья Яковлевна Реад - правнучке генерала Андрея Ивановича Реада.
Тут появилась сама усадьба с двумя флигелями, парк, оранжереи, конный завод и ферма крупного рогатого скота.
Но сейчас о былой роскоши напоминают руины усадьбы, похожие на небольшой замок и название железнодорожной станции по соседству - Энгельгардовская. Александр помог в ее обустройстве и даже отдал часть своих земель при строительстве железной дороги Смоленск-Орел.
Парк зарос и был частично вырублен.
Рядом с входом в усадьбу пытливых туристов встречают чьи-то ноги.
Да и ходить вокруг нужно очень осторожно - грунт проваливается.
Кстати, поговаривают, что где-то в парке, под одним из дубов был зарыт клад. Местные жители много раз пытались что-то найти, но так никто и не преуспел.
Куда делись ценности и мебель из усадьбы после национализации тоже не известно.
А последний владелец усадьбы еще несколько лет жил в одном из флигелей. Но в 1921 году был арестован.
Ну ладно, пришла пора заглянуть внутрь усадьбы
Если честно, внутри все еще более печально, чем снаружи. Почти все перекрытия рухнули, флигели обвалились и, по сути, пройти можно только в главный зал усадьбы.
На тех стенах, что остались - плитка и остатки советской лепнины. Дело в том, что после национализации в усадьбе размещался дом культуры.
Ну и самое интересное обнаружилось в главном зале. Дело в том, что в тут был кинотеатр. И "золотые" плитки в заброшенном здании смотрятся очень сюрреалистично.
Но пройдет еще немного времени и от них тоже не останется ни следа. С каждым годом, от потолка отваливается все больше, а плитку со стен уже почти все отодрали.
И складывается ощущение, что усадьбе не долго осталось. Потому что с каждым годом становится только хуже и хуже.