Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Село Балхар расположено не так далеко от Махачкалы, но добираться туда по горным дорогам - не так просто. Но надо, и интересно - тут до сих пор делают глиняную посуду, игрушки и другую утварь по старым рецептам и с соблюдением всех традиций.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Село Балхар.

От Махачкалы, сперва на маршрутке, а потом вместе с какими-то попутчиками на жигулях, мы тряслись по горному серпантину. В село я приехал уже в сумерках. Пока искали место для ночлега, пока его нам готовили, я стоял у машины и наблюдал.

В узком просвете между двух домов появилась сгорбленная фигура с клюкой, отбрасывающая длинную тень в свете единственного на всю улицу фонаря. По мере того, как старая женщина шла в мою сторону, эта тень медленно удлинялась, подкрадываясь ко мне всё ближе и ближе. Я молча наблюдал за ней, и в голове промелькнуло достаточно много разнообразных мыслей, прежде чем старуха подошла так близко, что бы можно было поздороваться.
Что, милок, машину охраняешь?
Я ещё не успел ответить, как она продолжила.
У нас тут ничего не случается, ничего не случается. Повторяя несколько раз эту фразу, старуха так же неспешно поковыляла мимо меня, в кромешную темноту, куда уже не добивал свет уличного фонаря.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Жизнь в деревнях начинается рано. Мы ещё спим, а печь уже топится, пекутся пироги, кто-то за водой пошёл к ручью. Выйдя из дома, в котором устроили всю съёмочную группу, я обнаружил множество домов, часть в приличном состоянии, а часть в полуразрушенном. Видимо, не всё так благополучно тут, и многие уезжают в города. Из разговоров с хозяйкой я узнал, что ещё в 90 е тут было очень горячо, жизнь кипела и бурлила, но сошла на нет.

Молодёжи в селе не осталось, вот и гончарное искусство пришли показывать женщины в годах. Кто-то из них уже и ходит еле-еле, и согнут в три погибели, но горшок по-прежнему делают быстро, и узор наносят уверенно.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Всё начинается с глины.

Любой, даже самый маленький горшок начинается с глины. Чтобы эту глину добыть, надо отправиться в короткое, километра два, путешествие за село. Мы с утра нашли добровольца, симпатичного осла, который после долгих пререканий согласился отправиться за глиной.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Что бы из глины что-то сделать, её сперва надо размять и очистить от крупных включений, травы, камней и прочего мусора который ещё остался. Глину замешивают, расстилают палас и начинают мять. Одной ногой. Двумя это делать очень неудобно. Фатима рассказывает, что как-то на шпагат чуть не села, разминая очередную порцию глины. После того, как внутри неё раздаются звуки на вроде щелчков, считается что глина готова к употреблению.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Нужное количество глины кладут на круг и начинается самое главное — создание формы. Кстати, круг приводится в движение не ногами, а рукой. Всё так просто, что проще некуда. Минут 10-15 и уже можно узнать форму будущего кувшина. Тут же на кувшин наносятся узоры, и после этого его откладывают, чтобы глина подсохла. До того, как он попадёт в печь, он должен подсохнуть и после этого его ещё шлифуют.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Печь.

В селе есть несколько домов, в которых есть рабочие печи, и мы отправились на поиски добровольцев. В одном доме нам не отказали, правда, пришлось подождать пока женщины закончат печь хлеб, что бы заняться печкой. Мы, конечно же, не отказались от чая с чабрецом и свежего хлеба.

Но вот чай закончился, и мы идём смотреть на печку. Печь сама по себе довольно большая, и ради одного-двух изделий её никто топить не будет.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Нам показали ускоренный процесс, а на самом деле обжиг длится около трёх дней, но у нас не было столько времени. В селе, помимо частных мастеров есть цех. Здание в аварийном состоянии, но в некоторых помещениях можно работать. Посмотрели на изделия, которые «лепят» на этом производстве.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Отблагодарив всех, кто нам помог в процессе съёмки вернулись в дом, где остановились на ночлег. Мне очень понравилась комната-музей, я сделал несколько фотографий. Тут собрана утварь, которой в разные года пользовался род, живущий в этом доме. Не ошибусь, если скажу что тут собрана посуда за несколько столетий.
Наверняка, у каждой вещицы есть своя история, но у нас, как всегда, нехватка времени, нужно было уезжать в Махачкалу.

Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.
Мастера гончарного ремесла из Дагестана. Умирающая профессия.

Смотрите другие репортажи из Дагестана - "лучшие дагестанские ковры" и "Языческие традиции в мусульманском Дагестане".




Закрыть ☒