Символично, что дворец тоже сгорел, но было это уже после смерти графа.
Но давайте расскажу по порядку.
В плотном-плотном тумане, на вершине высокого-высокого холма возвышаются величественные руины дворца, заросшего деревьями и бурьяном.
Когда-то по роскоши и богатству он мог соперничать со многими столичными усадьбами, а сейчас не каждый сможет отыскать то, что осталось от богатого имения среди деревень Смоленской области.
Сюда не ведут указатели, тут нет музея, это место не упоминается в путеводителях.
Хотя количество усадебных построек впечатляет — в небольшом селе Великое их 19 Тут был и скотный двор, и несколько домов для господ, конюшня, молочная ферма и многие другие.
Но сейчас почти всё лежит в руинах. Действует только школа, а в здании конного двора размещено общежитие местного техникума.
Ну и пару лет назад церковь начали восстанавливать.
О былом великолепии дворца (между прочим, авторства знаменитого Бенуа) напоминает разве что лепнина, оставшаяся у боковой веранды. Крыша давно обвалилась, и внутри находиться попросту опасно.
Да и незачем. Какие-то намёки на первоначальную планировку можно рассмотреть только сверху.
Село досталось Дмитрию Шереметьеву в качестве приданого. И именно он занялся его обустройством и глобальным строительством. Кроме Высокого у Шереметьева было ещё порядка 30 усадеб, и эту он больше использовал как дачу.
Ничего так дачка, да?
А вот его сын Александр, который получил от отца неплохое состояние, почти постоянно жил в Высоком. И был настолько увлечён пожарным делом, что в возрасте 18 лет организовал собственную пожарную команду из 13 человек и полностью экипировал её.
Построил в селе пожарную каланчу по образу и подобию городских — невиданное дело. А чуть позже в каждом из 14 сёл своего имения держал пожарную дружину и для пущей важности купил пожарный автомобиль.
Граф очень радел за развитие пожарного дела в России: стал председателем первого Главного Совета Российского Пожарного общества и издавал сайт «Пожарный».
Но теорией он не ограничивался и регулярно скупал в окрестностях с имением заброшенные дома, поджигал их и потом тушил. При этом самостоятельно принимал участие в процессе.
Ну а что, мог себе позволить и такое хобби.
После революции и национализации имения Шереметьев уехал в Париж. А в здании дворца размещался противотуберкулёзный диспансер. В 80-е годы по неосторожности случился пожар. Но усадьба была восстановлена. А вот потом её банально не смогли поделить организации, и она была заброшена в 90-е.
И то что не сделали во время Великой Отечественной войны довершили в мирное время, просто потому что для усадьбы не нашлось хозяина.
Итог на снимках.