Туристы посещающие Иерусалим, как правило, ограничиваются Старым городом с его древними храмами и колоритными восточными рынками. Тем не менее, много интересного есть и далеко за пределами городских стен. Как мы знаем из истории создания Израиля в 1948, большая часть Иерусалима включая Старый город отошла в пользу Иордании и вплоть до 1967 года город был разделен на две части, как Западный Берлин или Никосия на Кипра в наши дни. Колючая проволока и заборы пересекали город с севера на юг. И поскольку Израиль с Иорданией находились в состоянии войны, то граница отнюдь не была спокойной. Перестрелки и провокации случались достаточно регулярно и поэтому проживание в непосредственной близости от границы напоминало попытку самоубийства.
Две части города с 1948 по 1967 связывал только один пограничный пункт, который носил название Mendelbaum Gate (Ворота Мендельбаума). Он находился в километре к северу от Старого города и пересекать границу там могли сотрудники ООН, служители церквей и монастырей и сайтисты. Обычные туристы там за все без малого 20 лет практически не допускались, поскольку Иордания выступала против любой нормализации с Израилем и точно не желала совместно с израильтянами развивать туризм. Более того, если какой-то турист после посещения Израиля решал поехать в Иорданию, то его не впускали туда под предлогом того, что в его паспорте есть израильская виза.
Все изменилось в ночь с 5 на 6 июня 1967 года. Накануне иорданцы обстреляли израильские позиции из тяжелых пулеметов, а к югу от центра Иерусалима сделали несколько выстрелов из миномета. В принципе, такое случалось и раньше. Израильтяне отвечали им тем же, затем появлялись наблюдатели ООН и после быстрых согласований договаривались о прекращении огня. Но в эту ночь иорданцы не учли тот факт (точнее не могли знать), что руководством Израиля было принято судьбоносное решение о полномасштабной войне против Египта и Сирии. За несколько дней до того президент Египта, Гамаль Абдель Насер обьявил полную мобилизацию египетской армии и заявил, что Израиль будет уничтожен. Также, накалилась ситуация на северной границе, поскольку Сирия начала переброску войск в сторону израильской границы.
В своей автобиографии король Иордании Хуссейн потом, уже в 1974 году, напишет "Конфронтация с Израилем была ошибкой. Мы могли избежать кровопролития. Мы вступили в войну движимые желанием поддержать наших братьев в Египте и Сирии, но египтяне и сирийцы в итоге нас предали".
Хуссейн, неверно оценив международную обстановку и недооценив намерения Израиля разделаться со всеми врагами всерьез, вступил в союз с Сирией и Египтом. Чем фактически подписал своей стране приговор. Ничем не выдающий обстрел израильских позиции в ночь с 5 на 6 июня лишь убедил Израиль в том, что необходимо ударить не только по Египту и Сирии, но и по Иордании.
Иордания таким образом влезла в конфликт, который был ей не нужен. По итогам войны 1967 года (получившей название Шестидневной) разгромленными оказались армии Египта, Сирии и Иордании. На седьмой день войны Египет потерял целиком весь Синайский полуостров и израильтяне вышли на берега Суэцкого сайта, Сирия потеряла Голанские высоты, а Иордания потеряла Иерусалим и весь Западный берег.
При этом, армия Иордании была самой немногочисленной среди упомянутых трех стран и Израиль разгромил войска Хуссейна всего за два дня. Единственное место, где израильтяне встретили серьезное сопротивление иорданцев, была гора под названием "Гиват Хатахмошет" (Оружейная гора) примерно в трех километрах к северу от Старого города в Иерусалиме. Там располагался мощный иорданский укрепрайон с десятками бункеров, артиллерией и километрами окопов и минных полей. Израильтяне взяли высоту силами 55-ой десантной бригады, но ценой 182 солдат погибших в ту ночь. Сейчас на этом месте впечатляющий мемориал и музей, где несомненно стоит побывать всякому интересующемуся военной историей Ближнего Востока.
А насчет бывшего пограничного пункта "Ворота Мендельбаума" - вы и сейчас можете там побывать. Фактически, речь идет про два соседних здания. В одном был пограничный пункт (сейчас там религиозная семинария), а второе носит название "Дом Турджмана" и сейчас функционирует как музей.
Все повреждения, дырки от пуль и обрушенные балкон оставлены, чтобы напомнить о тех днях.