На самом деле его снесли не сегодня, а в 2000 году, сразу после вывода израильских войск из Ливана. Многие израильтяне помнят, что такое SLA (на иврите ЦАДАЛ), а кто не знает - это аббревиатура от South Lebanese Army, армия ливанских христиан, существовавшая в Ливане с 1976 по 2000 годы при поддержке Израиля. Они контролировали преимущественно христианские районы Ливана прилегающие к израильской границе и имели общий с Израилем интерес: противодействие вначале палестинским формированиям, а затем радикальным исламистам Хизболлы. Как известно, прекрасный Ливан, который еще в 70-ые годы был "Лазурным берегом" Ближнего Востока и на 65% состоял из христиан-маронитов, сегодня стремительно превращается в бедное контролируемое про-иранским правительством образование, где права христиан грубо нарушаются, что ведет к массовому исходу последних. Сегодня в Ливане менее 30% христиан, зато более полутора миллионов человек покинули страну и расселились по всему миру, от Чили до Мексики и от Франции до Израиля.
Южноливанская христианская армия в течение 24 лет воевала бок о бок с Израилем против общего врага. Но в 2000 году, прогнувшись под давлением ЕС, России и США, израильтяне приняли решение покинуть Ливан и прекратить помощь ливанским христианам. Ливанские христиане восприняли этот шаг как предательство, причем именно так оно и выглядело. Зная, что христиан сотрудничавших с Израилем ждут преследования и гонения со стороны исламистов, тем не менее их бросили на произвол судьбы. Справедливости ради надо признать, что абсолютное большинство израильтян и вся армейская элита были против подобного шага. Но уход из Ливана был навязан извне и поддержан политическим руководством Израиля, опасавшимся экономических санкций за оккупацию ливанской территории.
Я этот памятник помню еще с армейской службы. Ну как помню? Проезжали с военными конвоями несколько раз неподалеку, мимо ливанского города Мардж-Аюн. К памятнику мы не подходили, да и вообще никогда не выходили во время переездов между Израилем и нашими базами в Ливане. Он был построен в 1997 году в память о примерно 700 солдатах-христианах SLA погибших в боях с исламистами Хизболлы.
Первое, что сделали боевики Хизболлы, вступившие в христианский город Мардж Аюн сразу после вывода израильтян - взорвали этот памятник. Для большинства ливанских христиан эти события были не менее тяжелыми, чем ливанская война 1982 года. Вслед за разрушением памятника, начались преследования семей бывших солдат южноливанской армии. С учетом того, что значительная часть христиан Ливана в той, или иной степени сотрудничали с Израилем, то гонения начались серьезные. Десятки были попросту казнены за "сотрудничество с врагом", сотни попали в тюрьмы по обвинениям в шпионаже.
К чести Израиля надо сказать, что выводя войска из Ливана, о бойцах южноливанской армии и членах их семей позаботились. Им позволили переехать в Израиль и по различным источникам, сегодня их проживает в Израиле от 7 до 10 тысяч человек. Живут на севере Израиля, ближе к навсегда оставленной родине - Ливану. Одни ливанцы считают вывод израильских войск предательством, поскольку вместо защиты от исламистов, ливанские христиане оказались под давлением со стороны исламистов. Другие понимают, что у Израиля не было иного выбора.