В пригороде израильской Хайфы, городке Тират-Кармель проживает достаточно большая община горских евреев, эмигрировавших в Израиль из Азербайджана и Дагестана в девяностых. Здесь важно подчеркнуть, что горские евреи это древний и уникальный этнос, имеющий свой язык джуури напоминающий фарси, богатую культуру и историю. Они появились на Кавказе более 1,5 тысяч лет назад, придя из Персии и с тех пор живут в этих местах. Они не ассимилировались с местным населением и не имеют никакого отношения к азербайджанцам и исламу. Излишне говорить, что горские евреи достаточно далеки культурно от привычных нам евреев, живущих в Европе, США или России. Иногда их считают потомками хазар и эта версия имеет право на существование. Община чрезвычайно замкнутая и настороженно воспринимает чужаков, даже если вы сам еврей, но просто не горский. В общении они люди милые, общительные и гостеприимные, но сохраняют с вами дистанцию и вам никогда не удастся стать для них "своим". Для этого надо родиться "горским" и никак иначе.
В Азербайджане принято всячески преувеличивать и даже "вылизывать" легенды о дружбе горских евреев и азербайджанцев. Это политика Ильхама Алиева, которую он продолжил со времен своего отца Гейдара и цель одна - заручиться симпатиями американского еврейского лобби. Нельзя отрицать, что горские евреи всегда жили в мире с азербайджанцами (точнее сказать, с лезгинами и аварцами) и при любых конфликтах сохраняли нейтралитет. Тем не менее, от примерно 120 тысяч евреев, проживавших на территории Азербайджанской ССР в 1989 году, сегодня осталось менее 4 тысяч и эта цифра продолжает сокращаться. В принципе, данная статистика отвечает на вопрос, так ли хорошо было евреям в независимом Азербайджане. Уж точно лучше, чем армянам, которых убивали и грабили в Баку и Сумгаите. Но таки от греха подальше, евреи благоразумно предпочли хранить уважение и любовь к родным краям издалека, преимущественно из Израиля, России и США.
Я в связи с этим вспоминаю, что когда меня держали в бакинской тюрьме за турпоездку в Карабах, местный раввин из центральной синагоги азербайджанской столицы реально испугался навестить меня в тюрьме. Несмотря на убедительные просьбы посла Израиля в Азербайджане и моего адвоката. Более того, Генпрокуратура Азербайджана тоже присоединилась к просьбам меня навестить, им надо было притащить туда телевидение и показать, какие они гуманные, что даже раввина пустили к Лапшину. Позже, в приватных беседах раввин объяснил, что ситуация в стране неспокойная, растет исламский фундаментализм и ненависть к евреям и он считает небезопасным для общины любую связь со мной.
В июне 2016 я сам побывал в Азербайджане и посвятил день поездке в Красную Слободу, родину горских евреев. Прекрасное место на севере страны, близ города Губа и в получасе езды от границы с Россией. На эту тему у меня есть отдельная большая статья с фотографиями. Так вот, гуляя сегодня в городке Тират-Кармель в Израиле и дойдя до синагоги горских евреев, я обратил внимание, что она носит название "Бейт Талхум". Названием показалось мне знакомым, где я это слышал? И тут вспоминаю, что будучи в Красной Слободе в 2016, разговорился с местными горскими евреями. Я им рассказал, что сам из Хайфы и один из них поделился, что там рядом есть городок с синагогой, которую построил уроженец их городка. Имя ему было Талхум Гуршумов. Паззл постепенно начал складываться.
16 лет назад, 5 марта 2004 года, в Москве неизвестными был убит президент Всемирного конгресса горских евреев, российский бизнесмен, филантроп и меценат Заур Гилалов. История с его гибелью тёмная. Одни считали это криминальными разборками кавказских авторитетов, другие нападением бандитов (Гилалов был крупным бизнесменом). Убитый в Москве Заур Гилалов родился 1 октября 1974 года в посёлке Красная Слобода в Азербайджане. Окончил Институт народного хозяйства им. Плеханова в Москве, учился в аспирантуре Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 1996 году его отец, Талхум Гилалович Гуршумов, планировал построить в Тират-Кармеле синагогу. Но реализовать свой план не успел из-за смерти. Дело отца довели до конца его сыновья, упомянутый выше Заур Гилалов и его брат Акиф Гилалов.
Синагога очень красивая и пожалуй ее можно считать главной достопримечательностью городка Тират-Кармель. К сожалению, в эти дни она закрыта из-за коронавируса и мне удалось только лишь ее сфотографировать снаружи. Но когда закончится хаос и жизнь вернутся в нормальное русло, я туда обязательно еще вернусь и покажу вам ее убранство внутри.
p.s Обратите внимание на старинную дверь, которая установлена рядом со входом в синагогу. Это дверь 18 века и ручной работы, специально привезенная в Израиль из Красной Слободы.