Периодически Сербия, а точнее Белград, становится для меня удобным транзитным пунктом. Но иногда приходится ожидать стыковочного рейса 3-4 часа. Аэропорт им. Никола Теслы небольшой, интернет работает довольно медленно, поэтому столь долгое время ожидания транзитного рейса огорчало и раздражало. В город явно не успеть. А ходить туда-сюда по коридорам аэропорта быстро надоедает.
Совершенно случайно обнаружил сайт "Сербского национального музея авиации". И теперь белградский транзит перестал быть для меня мучением! Музей расположен в 5 минутах ходьбы (да, именно ходьбы!) от главного терминала, и с ответственностью могу заявить - если вас интересует тема авиации - там обязательно следует побывать!
Сегодня в Сербии достаточно грустно с авиацией. Национальныq авиаперевозчик за последние 15 лет несколько раз разорялся и менял владельцев. Сегодняшняя Air Serbia, в прошлом носившая имя JAT, принадлежит эмиратской Etihad.
А вот когда то, в 60-70-х годах, Югославия была полноценной авиационной державой. Производила свои самолеты, начиная от спортивных, и заканчивая военными и пассажирскими. А национальный перевозчик, JAT выполнял рейсы по всему миру, включая Северную и Южную Америку. Что осталось от былого сейчас? Столько же, сколько осталось от самой Югославии - иными словами мало что. С распадом страны в 1991 году, авиастроение приказало долго жить, а затяжная война плюс американские бомбардировки почти полностью лишили Сербию и военно-воздушных сил.
И вместе с тем, сам по себе музей - великолепный. Он был основан в 1957 году, и на сегодня там выставлено более 200(!) единиц техники, включая весьма раритетные экземпляры, например древние фанерные Фиаты, 20-х годов выпуска, или немецкие Юнкерсы времен войны. Плюс больше сотни просто списанных из ВВС военных самолетов, выставленных вокруг музея.
Похоже, сестра этой "Дакоты" стоит сегодня в аэропорту Рамон, что близ израильского курорта Эйлат -
Уникальный экспонат - сбитый сербами в 1999 году американский беспилотный самолет. В музее несколько подобнных, включая даже обломки самолета-невидимки Стэлс, сбитого в той же войне.
А это ветераны Второй мировой -
Учебные самолеты. Большинство выпущено в Югославии -
Вот сам музей с высоты птичьего полета - легко заменить, что территория довольно большая, поэтому не меньше часа вы здесь точно проведете -
Кстати, возможно и два часа, потому как в музее (по крайней мере так сообщается на сайте музея) появился авиасимулятор Boing 737-800. Можете попробовать себя в качестве пилотов.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 09-00 до 17-00, вход до 16-30. Билет для взрослого стоит 800 динар (примерно $8).