
Среди нас вряд ли найдется охотник, который не слышал бы о рябчике. Для многих это был первый трофей, завоеванный ими самостоятельно. Это неудивительно, учитывая многочисленность этого лесного животного и его широкое распространение по всей Евразии
Рябчик широко распространен по всему лесному поясу, от Западной Европы до плато Колима, северной Японии и Корейского полуострова. Одиннадцать его подвидов мало чем отличаются друг от друга. Будь то охота на пищащую дичь осенью или на птенцов летом, в «настоящей охоте» есть непреодолимое очарование и красота. Эта птица так подробно описана, написана и пересказана в канонической охотничьей литературе и самими охотниками, что, кажется, добавить больше нечего. Но хотя о методах ловли рябчиков известно многое, другие важные аспекты их жизни остаются неизвестными.
Рябчик — чисто лесная птица, ведущая скрытный образ жизни. Ритуалы ухаживания, процессы образования пар, территориальные конфликты и т д изучены плохо, в основном специалистами, а сами наблюдения носят спорадический и часто случайный характер. Причина та же: изучать птиц в их естественной среде обитания сложно. Одно дело — соблазнить петуха свистом, но одно лишь наблюдение не имеет значения. Другое дело — проводить долгосрочные исследования, когда интересующий вас объект не разделяет ваших желаний и сделает все возможное, чтобы исчезнуть, если вы попадетесь ему на глаза.
С одной стороны, гнездовое поведение рябчика интенсивно изучалось, но с другой стороны, более пристальный взгляд обнаруживает множество пробелов в литературе и несколько возможных объяснений.

Как и другие виды наших тетеревиных (глухарь, тетерев, тетерев, дикуша), рябчик гнездится на земле. Обычно оно располагается у основания дерева или под прикрытием сухих веток и представляет собой неглубокую ямку, скудно выстланную сухими листьями травы и напоминающую по форме куриные перья. Это нормальное поведение при гнездовании. Но, как ни странно, есть свидетельства того, что рябчики гнездятся на деревьях, где также располагаются гнезда хищных птиц и ворон. Хотя такие случаи редки, это не значит, что подобная практика нетипична.
Так, в середине прошлого века в Финляндии было зафиксировано четыре случая гнездования рябчиков в старых гнездах стервятников. Примерно в это же время в Ленинградской области была найдена самка вороны с десятью яйцами в вороньем гнезде, которое располагалось довольно высоко над землей. При попытке понять, почему рябчики выбирают столь необычное место для гнездования, первым делом на ум приходит беспокойство, причиняемое людьми, собаками и кошками. Некоторые орнитологи используют этот подход для объяснения занятия гнезд на деревьях другими птицами, например, не только рябчиками, но и глухарями.
Однако это весьма спорное и неудовлетворительное объяснение, учитывая тот факт, что рябчики не только встречаются в районах с высокой нагрузкой на леса со стороны человека, но и гнездятся на этих территориях. Особенно много птиц можно увидеть в неизолированных лесных массивах, наиболее приближенных к Москве, которые находятся всего в 10–15 км от МКАД.
На основании собственных многолетних наблюдений в Московской и Ярославской областях хочу отметить, что все обнаруженные гнезда рябчиков с птенцами и наседками расположены вблизи грунтовых дорог, которые сравнительно часто используются человеком, в том числе для перегона скота на лесные пастбища. Во всех случаях расстояние от следа до вылупившейся птицы составляло от 2 м до 20 м–25 м. Рябчики часто подвергаются нападениям со стороны людей, а иногда и собак и крупного рогатого скота. Но даже в этих условиях все самки, кроме одной, успешно вывели детенышей.
Это говорит о том, что беспокойство само по себе не может быть причиной (по крайней мере, не единственной причиной) того, что рябчики гнездятся в постройках других видов птиц. К сожалению, для объяснения этого нетипичного явления не имеется ни достаточного фактического материала по результатам исследований, ни полного наблюдения за гнездами в течение всего периода гнездования (т е с момента выбора самкой места гнездования до момента вылета птенцов из гнезда.

Последний аспект представляет особый интерес. Хорошо известно, что некоторые виды уток, такие как крохаль, белохвостый крохаль, мандаринка, а иногда даже кряква, гнездятся в дуплах, и если вылупившимся утятам просто не сухо и не тепло, они будут прыгать с высоты нескольких метров, не получив травм. Для них это нормальное, инстинктивное поведение. Однако из-за отсутствия наблюдений остается загадкой, как то же самое происходит с рябчиками.
Еще одна малоизвестная тема в поведении рябчиков — гибридизация с другими видами: белыми куропатками, тетеревами и глухарями. Это интересно в контексте несостоятельности репродуктивных изолирующих механизмов на этапах выбора партнера и формирования пар. Не вдаваясь в подробности таких явлений, как психологическая избирательность при выборе партнера, я просто укажу, что некоторые аспекты появления жизнеспособных и плодовитых гибридов становятся более понятными, если пронаблюдать ухаживание самцов одного вида и положительную реакцию на это самок другого вида, завершающуюся их «согласием» на спаривание.
Это очень интересно, поскольку поведение самцов при ухаживании (символы ухаживания) существенно различаются у всех вышеперечисленных видов кур, и вопрос о том, какая комбинация факторов позволяет самке интерпретировать «чужой» сигнал спаривания как «свой», остается без ответа.

Возникает соблазн провести аналогию с естественной межвидовой гибридизацией у уток, например, между кряквами и свиязями или между широконосками и чирками. Однако это движение мысли в неверном направлении по следующим причинам. Почти каждому охотнику доводилось наблюдать, как весной несколько селезней настойчиво преследуют одну-единственную утку, не оставляя ей покоя ни в воде, ни на суше, ни в воздухе. Это становится особенно очевидным, когда большинство самок тюленей уже вылупили своих детенышей, а «бесхозных» детенышей, которых все еще воодушевленные самцы не могут оставить себе, просто не хватает.
В это время они готовы спариваться с любой уткой, независимо от вида, не утруждая себя ритуалами спаривания и ухаживания. Однако рябчик не является уткой, просто потому, что он не участвует в групповых брачных демонстрациях и, в отличие от уток, строго территориальен и моногамен в период гнездования, что делает подозрительным изображение нескольких самцов белой куропатки, тетерева или глухаря, яростно преследующих самку рябчика и заставляющих ее спариваться с ними.
Гнездование рябчиков на деревьях, а также гибриды, полученные в результате скрещивания с другими курами, и их последующая судьба, безусловно, заслуживают пристального внимания и изучения. Однако даже наблюдения за традиционными гнездами интересны.
Однажды в начале мая, бродя по лесу в поисках сморчков и рябчиков, я наткнулся на рябчика. Между нами было всего несколько метров. Прижавшись к лесной подстилке, покрытой сосновыми иголками и опавшими листьями, эта красочная птица идеально сливается с не менее красочным фоном, пытаясь казаться еще более незаметной. Она даже прикрыла свои блестящие глаза. Наконец она не выдержала и убежала, с шумом улетев в кусты. У подножия высокой старой сосны, в центре куста черники, на котором только-только начали распускаться листья, в неглубокой ямке, в тонком слое перьев, отложили девять яиц. Обычно выводок рябчиков откладывает десять яиц, иногда даже одиннадцать. Полагаю, самка еще не закончила откладывать яйца и не начала их высиживать, а просто прячет гнездо, накрыв его собой, чтобы скрыть от посторонних глаз.
Это действительно так. Вернувшись на следующий день, я обнаружил в птичьем гнезде десять яиц. Рябчик продолжал закрывать их своим телом. И я настолько в этом наловчился, что если бы я не знал, где искать птицу, я бы ее даже не заметил на расстоянии 10–15 метров. На второй и третий день количество яиц осталось прежним. Это означает, что птенцы вылупились, и самка начала высиживать яйца.
Но как можно наблюдать за гнездами, не нервируя куропаток? Если птица улетала, когда я приближался, она возвращалась примерно через двадцать минут, но не приближалась к гнезду, а парила среди мертвых деревьев. Это происходит даже тогда, когда я наблюдаю за ней издалека. После того, как я ушел, рябчик увидел меня и снова начал высиживать яйца.
Обратите внимание: Жизнь в охотку. Интервью с Павлом Гусевым.
Рядом с гнездом необходимо построить укрытие, представляющее собой небольшую, длинную, узкую и низкую палатку. Сверху я замаскировала его листьями и ветками папоротника. Теперь, даже если куропатка увидит, что я прячусь в палатке, она быстро успокоится и будет вести себя расслабленно. Благодаря этому мне удалось наблюдать за птицей до тех пор, пока не вылупились птенцы и их не забрала мать-птица.Чем больше времени проходит с момента вылупления, тем охотнее куропатки покидают гнездо в поисках пищи и тем быстрее они возвращаются. Обычно это происходит утром и вечером. Птица встала, быстро огляделась, затем пригнулась и убежала. Она вернулась тем же путем, предварительно обойдя окрестности, чтобы убедиться, что ее никто не видит. Остальное время она сидит почти неподвижно, всегда повернув голову набок, чтобы поддерживать необходимую температуру для инкубации яиц.
Иногда я слышал, как в кустах около гнезда порхает второй тетерев, но никогда его не видел. Вероятно, это был петух: согласно опубликованным данным, петухи, хотя и не участвуют в инкубации, остаются рядом. Кстати, это еще одна тайна в жизни рябчика, которая вызывает много вопросов. Самый очевидный вопрос: почему? Какая связь между самкой, высиживающей яйца, и самцом, если самец не приближается к самке? Когда самка выходит на поиски пищи, происходит ли какой-либо контакт между самкой и самцом? Правда ли, как утверждают многие источники, что после смерти самки самец сам заботится о гнезде? Насколько распространена такая практика? Сможет ли он успешно разводить кур?
Единственный наблюдаемый мной случай гибели самки до завершения кладки яиц не доказывает последующей заботы самца о потомстве. Однако тот факт, что самка погибла с неполной кладкой из шести яиц, из-за чего птенцы не вылупились, мог сыграть свою роль.

Обычно инкубационный период у рябчика составляет 21 день после откладки последнего яйца. Но прошло 22, 23 и 24 дня, а тетерев по-прежнему сидел крепко и не убегал, даже когда я осторожно приближался к нему, держась на расстоянии вытянутой руки. По некоторым данным, инкубационный период может длиться до 27 дней, но я уже начинаю беспокоиться. С ночи 24-го на день 25-го числа погода резко ухудшилась: температура опустилась до +9°С, прошел сильный дождь. Но цыплята должны вылупиться, если не сегодня, то завтра что делать? Поначалу дождевики сильно зависят от тепла матери, и если в момент вылупления самки-дождевики внезапно испугаются и убегут, даже на короткое время, они могут погибнуть от переохлаждения. В такой критический момент мне пришлось покинуть «Рябчик.
К полудню 25-го дня инкубации погода немного улучшилась: периодически моросил дождь, а сквозь густые облака изредка проглядывало солнце. Я решил проверить «свое» гнездо. Лес был наполнен влагой. Трава была мокрой, с веток капала вода, было холодно. Когда я приблизился к месту, где обычно вижу гнездо, я не заметил птицу.
Она действительно ушла? Я подошел ближе и увидел, что все это пустые оболочки. Казалось, кто-то осторожно открыл крышку бочки и положил их внутрь. Девять. Где еще один? Смотри, он прячется под листьями. Это означало, что все десять рябчиков вылупились несколькими часами ранее, обсохли под перьями матери, и самка унесла их из теперь уже бесполезного гнезда незадолго до моего прибытия. Однако эти щенки далеко не уйдут. Нам нужно искать.
Я внимательно посмотрел на свои ноги и начал искать. Затем, примерно в тридцати метрах, я услышал почти неуловимый писк. Я внимательно посмотрел — никого не было. Наконец я заметил притаившегося рябчика. Второй и третий недалеко... Я ищу всех. Некоторые из них так искусно спрятаны, что их можно увидеть только прикоснувшись к ним носом. Другие, более смелые, убежали и остановились, глядя на «великана»: сами они были не выше небольшого кисличного дерева. Рядом с тревожным щебетанием пробежал рябчик. Рябчик ответил писком. Теперь рядом с птенцами нельзя находиться дольше нескольких минут. Я ухожу. Обернувшись, я увидела тихо покачивающиеся травинки заячьей капусты, отмечавшие тропинку, по которой птенцы бежали на звук матери.
Если хотя бы большинство птенцов переживут первые полторы недели, пока не научатся летать на нижние ветки дерева и махать крыльями, то можно считать, что птицам повезло. Но детеныши еще долго будут оставаться уязвимыми: смертность в первые два месяца жизни иногда достигает 60%. Несмотря на это, рябчик остается одним из самых многочисленных видов, хотя его численность в лесу колеблется из года в год.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Тайная жизнь рябчика. Мини-энциклопедия лесной птицы.