
Браконьерство — это хроническая социальная болезнь, сравнимая по своей устойчивости с проституцией или наркоторговлей. Его природа не меняется десятилетиями, несмотря на периодические всплески общественного возмущения.
Почему система не заинтересована в победе?
Парадокс в том, что полная победа над браконьерством привела бы к ликвидации самих рыбоохранных структур. Их существование и финансирование зависят от наличия «врага», с которым ведется бесконечная борьба. Поэтому часто борьба носит показной характер: регулярно задерживают мелких нарушителей — «Васю» с крючком или «Сашу» с сетью, которые по незнанию или глупости выловили пару окуней. В это же время организованные преступные группы нагло вывозят тонны рыбы на КАМАЗах, имея надежную крышу в лице коррумпированных чиновников.
Наивность «народных мстителей»
В ответ на это в интернете рождаются движения «непримиримых борцов». Их методы, однако, утопичны и опасны. Призывы «бросить все дела и лететь на вызов» или устраивать самодеятельные рейды с инспекторами — это путь в никуда. Такие активисты подобны комарам для настоящих браконьеров-профессионалов. Их обычно возглавляют эмоциональные, но недальновидные люди без стратегического мышления. Их главная ошибка — вера в то, что проблема решается запретом продажи сетей в магазинах. Крупные браконьеры закупают снасти оптом и иными путями, а запрет лишь осложнит жизнь рядовым рыбакам и инспекторам, которым станет нечего «ловить» для отчетности.
Пять принципов эффективной борьбы
Чтобы деятельность была не просто хобби, а приносила реальные плоды, нужен системный подход.
1. Кадры решают всё. Нужно объединять не случайных людей с форума, а проверенных единомышленников, готовых к долгой и скрытной работе.
2. Конспирация. Нельзя выкладывать планы в открытый доступ. Противник читает форумы внимательнее, чем многие активисты, и видит их бессилие.
3. Разведка и планирование. Нельзя спонтанно бросаться в бой. Нужно изучить противника: его базы, транспорт, связи. Для вас это хобби, а для него — бизнес и образ жизни. Бой на его поле будет проигран.
4. Удар по сбыту. Начинать нужно не с леса, а с рынка. Организовать с полицией и журналистами проверки точек сбыта незаконной рыбы проще и безопаснее, чем устраивать засады на водоеме. Также эффективна установка скрытых камер в местах активного браконьерства с последующей публикацией материалов.
5. Личная честность. Бессмысленно бороться с сетями, если сам ежедневно нарушаешь правила рыболовства (ловля в запрет, сверх нормы и т.д.). Нужно начать с себя.
Главное противоречие
Существует глубокая пропасть в восприятии проблемы. Рыболов-любитель радуется, что волонтеры вытащили километры сетей, и ему стало легче ловить. Но с точки зрения сохранения биоресурсов ничего не изменилось — массовое истребление рыбы профессиональными браконьерами продолжается прежними темпами. Уничтожение дешевых китайских сетей — это капля в море по сравнению с ущербом от километровых профессиональных порядков.
Простые решения, которые игнорируются
На самом деле, механизмы борьбы с браконьерством в конкретной местности могут быть очень простыми, но они требуют воли и системности:
- Метод постоянного давления: Если на 50 км реки регулярно, раз в неделю, проезжать и убирать все обнаруженные сети, браконьеры просто перестанут их ставить — это станет экономически невыгодным.
- Метод адресного воздействия: В каждой деревне всех браконьеров знают в лицо. Несколько адресных проверок с серьезными штрафами дадут больший эффект, чем десятки рейдов по «Васям».
- Метод народного опроса: Первая же местная бабушка на лавочке назовет всех, кто промышляет сетями.
Проблема не в отсутствии методов, а в отсутствии реального желания их применять на системном уровне. Борьба с браконьерством требует не горячих призывов на форумах, а холодного расчета, стратегии и работы с корнем проблемы — коррупцией и системой сбыта. Пока же эта борьба часто служит лишь способом самоутверждения для одних и источником финансирования для других.
Обратите внимание: "Браконьеры".
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Кто такие браконьеры и борцы с ними.