Почему я отказался от двустволок в пользу полуавтомата: личный опыт охотника

Моя комбинаха (продана).

На днях на одном из форумов в очередной раз разгорелся спор о выборе первого охотничьего ружья. Эта вечная дискуссия побудила меня поделиться своим мнением, основанным на личном опыте владения более чем двадцатью единицами оружия и множеством выстрелов из самых разных моделей. Хочу сразу оговориться: это субъективный взгляд обычного охотника, полного энтузиазма и желания пробовать новое.

Первое ружьё и начало пути

Моим первым ружьём стал советский ИЖ-27 с неродным прикладом. Помню, как мы с опытным другом приехали к продавцу — тучному мужчине, который заявил, что переходит «в стан рыболовов». Я, тогда полный новичок, взял ружьё в руки — и оно легло как влитое! После оформления я стал счастливым обладателем «вертикалки», которая отлично показала себя и на охоте, и на стенде. Оно было удобным, монолитным, казалось продолжением руки. Конечно, не обходилось без осечек из-за патронов или забытого предохранителя, но в целом ружьё меня полностью устраивало. Позже у меня появилось МЦ21-12, но оно мне не подошло: было тяжёлым, неудобным, и я с ним не попадал. Вскоре я его продал. Интересно, что и мой товарищ позже избавился от этой модели в пользу «Сайги-12».

21-12, не моя, но у некоторых получается с неё просто отлично!

Охота продолжалась, опыт накапливался. Я приобрёл горизонталку МР-43, а затем, наслушавшись «дедовских» советов, взял одностволку МР-18, чтобы приучить себя к дисциплине одного выстрела. Были и удачные выстрелы, и промахи, и подранки, но я успокаивал себя мыслью, что нужно просто лучше стрелять.

Переломный момент: охота на гуся

Всё изменилось во время поездки на гуся в Псковскую область. Мы прибыли на место, но добычи пока не было. Как-то раз я сидел в засидке на озере, карауля селезня. Дремал, поглядывая на чучела. Вдалеке услышал гагаканье гусиной стаи и мысленно пожелал, чтобы они полетели в мою сторону.

Слева - вон она, засидка!

Внезапно со стороны гусей послышался звук мотора лодки. Птицы заволновались, забили крыльями и начали подниматься. И — о чудо! — полетели прямо на меня. Меня охватила дикая нервозность: сердце колотилось, всё тело покрылось потом. Я затаился в засидке. Стая, сотня птиц, приближалась, не меняя курса. Уже были видны лапки. Я с колена пытался выбрать цель, но глаза разбегались. Птицы оказались прямо надо мной. Резко вскинул ружьё, увидел пару гусей, которые заметили меня и рванули вверх. Выстрелил почти вертикально — мимо! Резко выгнулся и выстрелил через голову — БАХ! Попал! Гусь сложил крылья и рухнул на край берега. В рывке я бросился к нему, спотыкаясь о ветки и маскировочную сеть, пытаясь на ходу перезарядиться. Птица была уже на воде, била крыльями и… взлетела! Она уходила низко над водой, беспомощно волоча лапы, но улетала. Я кричал что-то матерное, наконец перезарядился, выстрелил вдогонку — но было уже поздно. Я стоял и смотрел, как мой первый гусь скрывается вдали.

Я опустился на берег в грязь. Внутри бушевали обида и пустота. Первый гусь — и ушёл. Более того, ушёл подранком по моей вине. Слёзы текли по лицу взрослого мужчины. Даже ружьё не в чем было винить — кругом лишь тростник и жижа.

Бывают и хуже условия, намного!

Я долго сидел, а потом, опустошённый, побрёл на базу. В тот день больше не хотел охотиться. Просто перегорел.

Позже, уже под конец поездки, мы вышли на поле, где сидела стая гусей.

Обратите внимание: Почему еврейские женщины носят парики?.

Товарищи предложили мне, как самому молодому и подвижному, зайти с фланга, пока они будут поднимать птицу. Я побежал оврагом, подкрался… Товарищи спугнули гусей, я выстрелил — и снова промахнулся. Стоял, пытаясь перезарядиться, и смотрел, как гуси пролетают над головой в двадцати метрах, словно издеваясь. Товарищи посмотрели на меня многозначительно, но, видя мой убитый вид, пожалели и ничего не сказали.

Переосмысление и выводы

Вернувшись домой, я сел и тщательно проанализировал все свои выстрелы за время охоты с двустволками и одностволками. И пришёл к неутешительному выводу: я упустил массу возможностей именно из-за нехватки третьего, а то и четвёртого выстрела. В чём смысл упорствовать с двустволкой, мотивируя это лишь тем, что «так деды делали»? Это глупая мотивация. Ведь никто из этих «традиционалистов» не подтирается лопухом и не ходит в лаптях, хотя деды именно так и жили. Все пользуются современными благами. А в охоте вдруг появляется какое-то ложное благородство — «беречь дичь», «стрелять реже». Деды охотились с двустволками, потому что других вариантов не было, да и патроны были менее доступны. Полуавтоматы вроде МЦ21-12 были в дефиците, за ними гонялись. Сейчас же, при изобилии оружия и патронов, мы сами создаём себе искусственные ограничения.

Признаюсь, стреляю я средне. На стенде показываю результат 12-20 из 25, то есть точность около 50%. И это в идеальных условиях по однообразным мишеням. При этом у меня получается лучше, чем у многих обычных охотников. А дичь — это не тарелочки. Условия абсолютно другие, и здесь полуавтомат становится не прихотью, а необходимостью. Моя логика проста: не взял вторым выстрелом — бей третьим, четвёртым, пятым. Разве патроны дороже, чем ответственность перед природой? Государство предоставляет возможность добычи ценного ресурса, и подходить к этому нужно ответственно. Нельзя экономить на патронах, рискуя оставить подранка, который уйдёт и погибнет в муках. Что касается веса: современный полуавтомат может быть легче двустволки, а физическую подготовку никто не отменял.

Кому подойдёт двустволка?

Безусловно, есть виртуозы, которые с двустволкой демонстрируют феноменальные результаты. Но это штучные специалисты, которые за доли секунды способны просчитать десятки факторов: попадёт — не попадёт, сможет ли добить вторым, куда упадёт дичь, можно ли будет её забрать. Такой стрелок может и не выстрелить, если риски велики. Ему можно охотиться даже с одностволки. Но таких людей — единицы. Это ориентир, к которому стоит стремиться, но не стандарт для большинства охотников.

Поэтому мой совет, особенно новичкам: берите полуавтомат и не усложняйте себе жизнь. Технологии не стоят на месте. Современное оружие стало легче и надёжнее. Недостающую точность можно компенсировать грамотной стрельбой и плотностью огня. Конечно, и одностволка найдёт применение, например, на охоте на рябчика. Но полуавтомат универсален. Он закрывает все типы охот, в то время как одностволка — инструмент узкоспециализированный, требующий большого опыта, холодной головы и умелых рук. Когда охотник из начинающего превратится в опытного, он сам поймёт, что ему больше подходит. А на старте путь должен быть проще и эффективнее.

В итоге всех своих двустволок я лишился. Была у меня ещё комбинаха с двумя блоками стволов. За несколько лет я ни разу не использовал второй блок 12-го калибра. Да и предыдущий владелец тоже — продал её с новым блоком, залитым консервационным маслом.

Статья получилась объёмной, пора закругляться. Жаль, что сейчас полуавтоматы могут попасть под ограничения из-за действий отдельных неадекватных личностей. Но остаётся надежда, что здравый смысл восторжествует и охотники не лишатся этого удобного и практичного инструмента.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Ошибка начинающего охотника, или почему я продал все свои двустволки. .


Утро выдалось по-настоящему весенним: несмотря на ночные заморозки, пригревало солнце, а тёплый ветер развевал прошлогоднюю траву. Температу...
Редакция выражает благодарность нашим читателям, которые активно делятся практическими советами для решения распространенных проблем, актуал...
Богатая и сложная историяИстория заселения Мадагаскара — это история великих миграций. Первыми на остров прибыли народы из Океании в период ...