Вопрос: сколько животных в кадре?
Разбор неудачной экспедиции
После возвращения из тайги в нашем клубе шекспироведов состоялся детальный разбор ошибок, допущенных во время поездки. Главный вопрос, который мы задали себе: как можно было преодолеть 4000 километров и не задать ключевого вопроса, ради которого всё и затевалось?
Первый промах: пустые руки
Первым делом меня спросили: «Какой подарок вы привезли Раскольному?» А затем уточнили: «Может, вы собирались одарить его своим присутствием?» Признаюсь, здесь мы действительно сплоховали. Мысль купить нож у меня была, но брать дешёвый не хотелось, а тратить несколько тысяч рублей мне было жалко. В итоге мы приехали с пустыми руками.
На это Меняйлов, опытный путешественник, рассказал поучительную историю. Во время своих северных экспедиций, собирая материал для книги о Сталине, он встретился с известным тувинским шаманом Монгуш Кенин-Лопсаном и подарил ему четыре свои книги. Их беседа длилась три дня. Однажды к ним зашла женщина из местного правительства и попросила у шамана совета. «А вы принесли хотя бы стакан молока? Ведь я уже старик», — спросил он её. Женщина ушла и на следующий день вернулась с множеством подарков.
Суть подарка: не цена, а уважение
Дело здесь не в стоимости, а в отношении и ритуале. Оказывается, достаточно даже стакана молока, чтобы выстроить правильные, уважительные отношения. Такой жест символизирует признание, что ты здесь не главный, и тебя не станут обслуживать просто за «красивые глаза» или потому что ты приехал из Москвы. Подарок в какой-то степени нужен и для самого дарителя — это знак уважения к месту и человеку. Например, на горных перевалах путешественники часто оставляют спички, конфеты или лоскуток от любимой одежды — разве они дарят это скалам?
Поиск идеального подарка
Мы начали brainstorm, что же можно было подарить. Решили, что как минимум не стоит пытаться удивить чем-то экстравагантным. Меняйлов, исходя из своего опыта жизни на Севере, отметил, что с рыбой и олениной у таёжников проблем нет, а вот хорошую сырокопчёную колбасу достать сложнее. Затем прозвучали идеи: сковорода для зимовья, рыболовная сеть. Но для этого нужно знать размер ячейки и необходимую длину. Книга? С ней тоже можно не угадать. Кто-то уже пошутил, что надо было привезти продукцию моей фирмы — искусственные цветы из полимерной глины.
Первые две идеи — с колбасой и сковородой — мне изначально не понравились, хотя в последующие поездки именно колбасу у меня и заказывали.
Обратите внимание: Курортный бизнес погиб, но зато у неё самая красивая самоизоляция.
Позже я убедился, что сковорода тоже была бы отличным вариантом.Следующий вопрос: а на какую сумму должен быть подарок? Решили, что на ту, которую хоть немного жалко отдавать. Понятно, что открытка — это слишком мало, но и что-то невероятно дорогое — тоже не вариант.
Пять ключевых ошибок поведения
В ходе разбора мы выявили ещё несколько стратегических промахов:
1. Торопливость. Нужно было выждать в деревне хотя бы несколько дней. Половить рыбу, пообщаться с местными, успокоиться, влиться в ритм жизни и только потом начинать решать свои вопросы. Иначе легко потерять контакт с людьми.
2. Неправильный зачин разговора. Беседу следовало начинать с общего авторитета. Меняйлов, например, в 90-е годы использовал такой приём: он спрашивал человека, что тот думает о товарище Сталине? В зависимости от ответа разговор либо мгновенно заканчивался, либо местные начинали помогать ему всем, чем могли — предоставляли лодку, снегоход или кров.
3. Ненужная ложь. Не нужно было представляться журналистами из Иркутска. Лучше было честно сказать: «Писатель-шекспировед Меняйлов просил нас задать вам вопрос. Как можно использовать дубинку? Какие у неё могут быть нестандартные применения? Ему это нужно для исследования созвездий, в частности, созвездия Геркулес, где легендарный герой изображается с дубинкой в руке».
4. Нетерпеливость. Нельзя перебивать. Нужно задать вопрос и ждать ответа, даже если на размышление уйдёт десять минут. Мы же, не дав человеку подумать, сразу сыпали следующими вопросами.
5> Неоптимальный состав группы. Стоило ехать одному. Скорее всего, Раскольный смог бы выстроить более доверительный диалог с одним человеком, возможно, даже «заломать» его и взять с собой в тайгу. А когда двое начинают наседать и не дают времени на раздумья, построить правильную беседу гораздо сложнее.
Подготовка ко второй попытке
В итоге мы запланировали вторую поездку. Я нашёл номер телефона Раскольного, позвонил и спросил: «Можно ли приехать к вам в деревню летом?» Он ответил, что запретить мне этого не может, и если я хочу куда-то ехать, то это моё дело. На этом разговор закончился. По крайней мере, он не сказал «не приезжайте», и я расценил это как зелёный свет.
Незадолго до отъезда мне дали ценный совет: привезти Раскольному в подарок старые выпуски журнала «Охота и охотничье хозяйство». Говорили, что он упоминал о них в фильме «Счастливые люди» и что сейчас такие журналы — редкость.
Я раздобыл их в здании Московского зоопарка. Часть персонала переезжала и практически даром раздавала старые книги и журналы.
И вот, спустя год, я снова оказался на палубе теплохода «Александр Матросов», вооружённый новыми знаниями и подарком, который, как я надеялся, будет уместен.
Предыдущие части читать ЗДЕСЬ.
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: С бизнес-тренинга в тайгу. Часть 4. Разбор ошибок.
