Способ добычи гусей на профили и "манного" гуся основан на стадности гусей, любящих подсаживаться к кормящейся или отдыхающей стайке своих товарищей.
Начало весенней охоты на пролетных гусей определяется временем их прилета, то есть примерно в 15 числах апреля. Продолжается охота до отлета гусей на север, то есть примерно до 10 мая.
Местом охоты служат в это время как места кормежки гусей (озимые и яровые поля), так и места дневок и ночевок гусей -незатопляемые гривы и косы поемных лугов. После того как определено место, где гуси проводят дневку (это же место будет и местом ночевки их), а также путь, по которому гуси улетают на поля, необходимо приступить к выбору места производства охоты. Выбор места представляет некоторые трудности ввиду того, что гуси садятся на открытом со всех сторон разливе, на котором лишь кое-где узкими полосками остались незалитые водой гривы и косы лугов.
Прежде всего, надо попытаться в районе дневки гусей найти гривы, на которых есть хоть небольшая растительность. Лучшим местом охоты является выступающая из-под воды узкая грива с клочком низкорослой древесной растительности на ней (шиповник или низкорослый пойменный дуб). Такая грива должна находиться поблизости от места дневки гусей или на пути их пролета на поле, однако не далее района, над которым гуси обычно делают облет, присаживаясь на свои облюбованные места.
На такой гриве впоследствии и устраивается засидка. Устраивать засидки на гривах и косах, где постоянно садятся гуси на дневку, не следует, так как напуганные одним днем охоты, гуси могут изменить места дневки, увлекая на новые места и вновь прилетающих. Основное требование, предъявляемое к засидке, - это, чтобы она была расположена в районе постоянного дневного пребывания гусей. Несмотря на то, что на гривы, частично поросшие растительностью, и не так охотно садится гусь, как на совершенно открытые косы, для устройства засидки хороша именно. грива, хотя бы с клочком низкорослой растительности, которая помогает сделать прикрытие для охотника наименее заметным. В случае, если в районе дневки гусей не будет найдено такой гривы, засидки приходится делать на совершенно открытых косах, лежащих также непременно в районе присада гусей на день.
Основное требование, которому должно отвечать прикрытие для охотников, заключается в том,
чтобы оно как можно более сливалось с окружающей местностью и было построено из материала, по цвету и характеру близко подходящего к окружающим предметам. Ни в коем случае нельзя строить обычные шалаши с конической вершиной, как это часто делают при охоте на уток. Верх шалаша должен быть открытым, сам шалаш достаточно просторным, чтобы в нем можно было повернуться.
На гриве, местами поросшей кустарником, в том месте, где кончается заросль и начинается открытая луговина гривы, ближе к воде (однако так, чтобы был возможен обстрел воды по обе стороны узкой гривы), среди кустарника вырубается круг. Вырубленные ветви ставятся к стенкам этого круга и кроме того забираются травой или сеном, чтобы сделать их без просветов. Верх такого прикрытия остается открытым. Стенки прикрытия забираются сеном или травой на высоту от земли не более 70-80 см, верхушки же кустарника, составляющего стены, должны быть свободны и ничем не отличаться от окружающих зарослей.
Такое прикрытие всего лучше маскирует охотника и, что особенно важно, не выделяется ничем среди окружающей местности.
На совершенно открытых гривах приходится, втыкая срубленный с другой гривы кустарник, создавать искусственную заросль, среди которой уже и устраивать место для засидки. Следует только помнить, что эта искусственная заросль должна быть похожа на естественно растущий кустарник. Строить такие прикрытия лучше всего утром после отлета гусей в поле с расчетом, чтобы гуси, вернувшись с полей, не застали охотника за постройкой.
Садиться в прикрытие можно или в тот же день, ожидая прилета гусей с поля, или утром следующего дня, после отлета гусей на кормежку.
Охотник прячется под защиту той стенки прикрытия, со стороны которой подлетает стая, и не показывается до момента стрельбы, который определяется ясно слышным учащенным жужжаньем крыльев испуганных гусей, взмывающих вверх.
Стрельба по такой большой птице, как гусь, близко к тому же подлетевшей, не составляет трудности.
Заметив севших на разлив на расстоянии выстрела гусей, охотник поднимается из-за прикрытия. Гуси взлетают не сразу, а сплываясь сначала в кучу. Это наиболее подходящий момент для стрельбы по сидячим. Последующие выстрелу ведутся влет.
Иногда севшие на разлив вдали от гривы гуси долго ведут "разговор" с "манным", после чего начинают подплывать к гриве. Для наблюдения за сидящими на воде гусями можно в стенках прикрытия сделать небольшие окна. Сбитые выстрелом птицы, упавшие на гриву, немедленно подбираются охотником, упавшие же на воду, не убитые, а лишь подраненные, добиваются последующими выстрелами, так как гоняться за подранком по разливу дело не легкое.
Приехав утром, после отлета гусей на поле, на гриву, где построено прикрытие, охотник расставляет около него 15-20 штук профилей, располагая их на открытой луговине гривы с таким расчетом, чтобы профили были видны издалека. Часть профилей, изображающих пасущихся гусей, выставляется на самой высокой части гривы, профили же, изображающие спокойно сидящих, ставятся у самой воды или даже в последнюю так, чтобы она доходила до брюха изображения гуся. Профили ставятся в разных плоскостях, то есть один головой в одну сторону, другой в другую, третий в третью и так далее, так, чтобы с какой стороны ни посмотреть на профили, казалось бы, что перед нами табунок пасущихся и спокойно сидящих гусей.
Профили выставляются в районе прикрытия с таким расчетом, чтобы самые дальние были от шалаша не дальше, чем на 15-20 шагов. На одном из краев стаи расставленных профилей привязывается за лапу на шнурке к вбитому в землю колу живой "манный" гусь. Длина шнурка должна быть такой, чтобы "манный" гусь мог заходить в воду и свободно выходить на самую высокую часть гривы, не задевая расставленных профилей. После расстановки профилей и выпуска "манного" гуся охотник забирается в прикрытие и начинается самый процесс охоты.
Можно также иметь и меньшее количество профилей, чем 15-20 штук, но тогда не создается такой полной картины пасущихся и отдыхающих гусей, так что надо стремиться к увеличению на этих охотах количества профилей и "манных" гусей.
Нами применялся в качестве "манного" дикий серый гусь-самец. На крик его шли охотно как его сородичи - серые гуси, так и гуменники.
Думается, что еще удачнее были бы охоты при наличии в качестве "манного" гуся гуменника, так как гуменников всего больше бывает у нас на пролете, а крик их, конечно, несколько отличен от крика серого гуся. Возможно, что в качестве "манных" гусей годятся и наши серые домашние гуси, но опыта применения их у нас нет.
Весной охота начинается утром с момента отлета основной массы гусей на кормежку в поля и продолжается весь день до второго перелета гусей с полей на ночевку. После отлета гусей на поля на разлив начинают прибывать новые стаи гусей, летящих с юга, которые целый день небольшими стайками периодически облетают водные просторы, облюбованные прилетевшим ранее гусем. Вскоре прилетают стаи с полей, смешиваются с вновь прибывшими, делают также облеты. Потом начинается перелет на поля на вечернюю кормежку и возвращение с последней на ночевку. Так, целый день над разливом то появляются, то исчезают стаи, делая охоту непрерывной в течение всего дня. Лучше кончать охоту и уезжать с разлива незадолго до прилета гусей с поля на ночевку, чтобы не тревожить садящихся на ночевку гусей. Распуганные в сумерках гуси, расположившиеся уже на ночевку, могут совсем покинуть эти места, вновь прибывающие стаи будут присоединяться к ним на новых уже местах, и охотник лишит себя добычливой охоты на знакомом уже ему месте.
Обычно пролетающая в районе охоты стая, заслышав призывный крик "манного" гуся и заметив табунок гусей (выставленные профили), поворачивает к ним, низко налетает на самые профили или садится на разлив на расстоянии выстрела от гривы, где укрылся охотник.
Чаще приходится стрелять налетающих на профили гусей, чем сидящих. Очутившись над самыми профилями, гуси, заметив обман, издают тревожные крики и почти останавливают полет, круто взмывая вверх, путают строй, в котором подлетали к профилям.
Вести весной добычу гуся в одиночку очень трудное и невыгодное дело. Охотник, будучи один, должен кроме устройства прикрытия замаскировать еще свою лодку, что на открытых местах составляет большие трудности. Течение весенних вод уносит убитую птицу, охотник принужден выезжать за ней на лодке, снова потом маскировать лодку, теряя много драгоценного времени и выдавая возней свое присутствие. Гораздо целесообразнее вести весенний промысел бригадой в 3-5 человек, один из которых утром развозит охотников на лодке по гривам, где устроены прикрытия, уезжает вниз по течению, подальше от района охоты, собирает подранков и убитую птицу, отнесенную течением, и вечером собирает стрелков на ночлег. После производства охоты профили и "манный" гусь убираются до следующей охоты.
Убитая птица складывается в лодке отдельно одна от другой и прикрывается мокрым мешком для того, чтобы не садились мухи, а испаряющаяся вода охлаждала птицу.
По приезде охотников к месту ночлега они потрошат гусей, вынимая осторожно через заднепроходное отверстие деревянным крючком кишечник или разрезая для этого брюшную полость. После удаления кишечника внутрь брюшной полости и в глотку засыпается соль. Затем гуси отдельно друг от друга подвешиваются за ноги, в тени на ветру с взъерошенными, для быстрейшего остывания тушки, перьями. Этого бывает достаточно для сохранения дичи до сдачи на заготовительный пункт в течение 3-5 дней.
Весенняя охота на гусей на местах их кормежки в полях значительно легче, чем на разливе, и дает возможность проводить промысел в одиночку, хотя и здесь бригадный метод только улучшает дело.
Местом охоты являются яровые и озимые поля, посещаемые гусями. Высмотрев место кормежки гусей, после их отлета с полей на воду, путем обхода этих мест, по наличию кала определяют район кормежки, и в нем на пути пролета гусей с воды делают прикрытия.
Если в районе кормежки гусей на полях имеется кустарник, в нем делается прикрытие по типу, описанному выше. Если же кустов нет, то приходится рыть яму. Яма роется в месте, где она будет менее заметна.
Для этого используют край межи, борозду или место, заросшее сорной растительностью (полынь и тому подобное). Яму на таком месте можно будет рыть кроме того меньшей глубины, чем на совершенно открытой местности. Яму нужно рыть узкую, но продолговатую (с приступкой внутри для сидения) такой глубины, чтобы голова сидящего в ней охотника не возвышалась над землей. С боков ямы в отвесные ленки наклонно втыкаются сорняки, растущие вокруг ямы так, чтобы при подлете гусей их не пугала чернота стен ямы.
Вырытую землю разбрасывают тонким слоем по борозде, присыпая ее сверху обветрившейся землей, чтобы она своей чернотой не отпугивала птицу.
Делать эти приготовления, конечно, нельзя на виду у гусей, а рано утром, до их прилета с воды или днем, когда они улетели с полей на воду. Приходить на место охоты надо тоже заранее, до появления птиц.
Профили, как это делалось и на разливе, в разных плоскостях ставятся в стороне от ямы на расстоянии примерно в 15-20 м. Тут же выпускается и "манный" гусь.
Если охотятся два охотника, то роются две ямы на некотором расстоянии друг от друга, примерно в 75 м, а между ними ставятся профили и выпускается "манный" гусь. Охота начинается примерно в 2-3 часа утра. Прилет продолжается не долго, гуси обычно стая за стаей летят с воды.
Гуси, которые обычно высоко летят над полями, завидев профиля и услышав призывы "манного", начинают стремительно "козырять", падая вниз и, снизившись, облетая профиля, начинают лощить к последним на посадку. К профилям гуси никогда не садятся, налетев же вплотную, пугаются и резко взмывают вверх, перепутываясь в воздухе.
Процесс стрельбы тот же, что и описанный в охоте на разливе. Подбирать убитых не следует, так как ввиду кратковременности прилета гусей с воды вылезать из ямы рискованно. Вылезать из прикрытия можно лишь после отлета гусей на воду, который наступает примерно в 8 часов утра. Если даже гуси, прилетев с воды, и не снижались к профилям, пролетев за них или сев перед ними вне выстрела, можно будет стрелять, когда они будут перемещаться с загона на загон, во время самой кормежки и в момент их отлета с полей на воду.
С момента отлета гусей с поля до нового их вечернего прилета с воды, что бывает примерно в 5 часов, в охоте наступает перерыв. Охота возобновляется позднее и кончается с отлетом гусей на ночевку, примерно в девятом часу. Охоту на полях тоже выгоднее проводить бригадой, один из членов которой исполняет роль загонщика. Лучше, если этот загонщик будет верховой. Загонщик, зная расположение охотников, после окончания прилета гусей на поле заходит за сидящую гусиную стаю так, чтобы она оказалась между ним и охотником, и двигаясь взад и вперед, как бы мимо стаи и постепенно приближаясь к ней, заставляет ее подняться на крыло и переместиться по направлению к
стрелкам. Только что начавшая кормежку стая неохотно поднимается на крыло, делая небольшие перелеты, так что загон приходится иногда продолжать. Основное правило загонщика - не идти на стаю в лоб, напрямки, держаться все время на виду у стаи, не показываясь внезапно из-за каких-либо прикрытий, и делать вид, что направляешься мимо стаи.
Опыт охоты весной 1933 г. с профилями и манным гусем на голых песчаных отмелях рек и на речных песчаных островах, где садится пролетный гусь, показал, что охота в этих местах дает также хороший результат.
Профиля и манный гусь выставляются обычно на местах приезда гусей по границе острова с водой, охотники ложатся метров на 50 от профилей прямо на песок и прикрываются рогожей, замаскированной мусором, выброшенным на остров водой. Гуси не только налетали низко на охотников и профили, но большая их часть даже садилась в самые профили, что давало возможность стрелять их сидячими.
Необходимым инвентарем охотника, проводящего промысел на полях, будет ружье, профили, манный гусь, шнур для него, топорик и железная лопатка, а при охоте на разливе, отмелях и островах - ружье, профили, манный гусь, шнур для него, топорик и лодка, кроме остальных вещей, необходимых в обиходе охотника на ночлеге и отдыхе.