Вчера
Чёрное море.

Осень, купальный сезон на черноморском побережье подходит к концу, пляжи постепенно пустеют по мере остывания воды, но в это же время, пока находясь в режиме ожидания, начинают готовить свои снасти разнообразные любители рыбной ловли (подводные охотники, рыбаки, промысловики, браконьеры) к ежегодной миграции семейства кефалевых в места зимования. Это глобальное перемещение миллионов особей наблюдается два раза в год, ранней весной и поздней осенью. Конечно, всех больше интересует осенняя рыба, откормленная в Азовских лиманах и море, её вкусовые качества гораздо выше, чем весной. Самый желанный трофей из этого семейства, это конечно лобан, он может весить до пяти кг. Самый распространённый, но гораздо более скромный в размерах – сингиль, хотя по вкусу, по мнению многих, он более предпочтителен. Другие представители этого вида усач, пеленгас, кефаль встречаются гораздо реже.

Сингиль.
Лобан.

Температура воды опускается ниже 19 градусов, по многолетним наблюдениям, это даёт сигнал несметным косякам рыбы отправляться на зимовку к берегам Чёрного моря субтропического пояса. Постепенно, начиная с пролива Чёрного и Азовского морей, от рыбаков и подводных охотников поступают сигналы – рыба пошла! Причём вначале идут небольшие разрозненные стайки, ближе к средине миграции кефалевые идут рекой. Главное приехать в нужное место и в то самое время. Конечно, большинство наших поездок не бывают максимально удачными, на массовый ход попадаешь не всегда, но несколько раз за сезон, в награду за частые осенние выезды на поиски кефалевых из Краснодара на море, нам улыбалась подводная удача.

Юрий Турк с сингилями.

Первая удача.

Преодолев все препятствия в виде, пробок в городе, на трассе и постоянной занятости моего подводного компаньона, Турк Юрия, мы с ним приехали на охоту в район Новороссийска. Из-за длинной дороги световой день почти закончился, но нас это не остановило, мы, быстро переодевшись в гидрокостюмы, залезли в воду. Как в тот вечер было красиво море на закате, видимость достигала десяти метров, остатки солнечных лучей переливались на огромных подводных валунах! И, к нашей радости, стали попадаться небольшие стайки объектов поиска. Но сумерки не оставили нам шансов попасть из метровых ружей в шуструю, ходовую рыбу. Ночь прошла быстро, в 8 утра мы были уже на воде. Море очень живое, повсюду кипела жизнь, крупные стаи мелких морских окуней патрулировали акватории, барабульки фильтровали песок, сарганы стрелами своих тел резали воду в поисках мальков, зубари обгрызали водоросли со скал, но при всём этом разнообразии, кефалей не было! Мы с Юрой не сдавались и продолжали поиск, дойдя до 12ти метров, результат «ноль», объекты охоты не обнаружены! Переместившись в горизонт в 5 метров, периодически ныряем в надежде на встречу с лобанчиками. И вот на очередном погружении, я наблюдаю вдалеке мутные, серые силуэты – большая стая рыбы идёт прямо на меня! Лежу на дне, спрятавшись за камень, жду, борясь с желанием организма идти на всплытие. Наступил момент, когда экземпляры от пол килограмма и выше заполонили всё пространство вокруг меня, выцеливаю одного из них, насколько это возможно сделать в косяке скоростной рыбы, стреляю и… промах! Как по закону подлости, именно в этот раз я установил на свой арбалет новую тягу, она оказалась коротковатой и сильно мощной для данной длины ружья, гарпун подбросило вверх над спиной рыбы. Подводное сумасшествие продолжалось несколько минут, лобани в панике кружились вокруг меня, а я, с большим трудом заряжаясь, мазал и мазал! И вот всё стихло, стая ушла, только теперь мы с Юрой сплылись и перекинулись короткими фразами, находясь под впечатлением от увиденного, а на его кукане уже красовались пара лобанчиков. Обсудив дальнейший план погружения, расходимся по номерам в ожидании следующего выхода. В тот день ждать долго не приходилось, один за другим косяки выходили на нас, я, мало-помалу пристрелялся, беря упреждение и начал попадать, тем более что рыба была повсюду. Во второй половине дня наши куканы от веса трофеев стали ощущаться на поясе, мои руки и грудь страшно болели от непрерывных зарядок ружья с жесточайшей тягой. Лобань тоже сбавил обороты, попадаясь реже, довольные и уставшие мы выходили из моря, находясь в отличном настроении. Чистя рыбу на берегу, мы с Юрой как всегда, делились впечатлениями, проводили работу над ошибками и планировали новые поездки, моя первая в жизни охота в реке из кефали завершена.

Подводный марафон.

Начало ноября, ход рыбы продолжается, отовсюду идёт информация от охотников об удачных поездках и полных куканах, кефалевая лихорадка в самом разгаре. Дождавшись хорошей безветренной погоды, собрались на море и мы с отцом, Александром Алексеевичем.

Александр Алексеевич.

Я заранее забронировал на три дня домик в ста шагах от берега, чтоб легче таскать к воде подводно-рыбацкое снаряжение и нашу новую лодку. Это была моя одна из самых жесточайших охот, трое суток непрерывных погружений днём и ночью, на сон уходило 4 часа. Но обо всём по порядку. Утром первого дня мы вышли в море, отец на лодке со снастями, я на ластах. Дул слабый сильный ветер, хотя для нашего судна он был ощутим. Дойдя до нужных акваторий, я начал искать кефаль, отец забросил снасти на ставриду и синего морского окуня. Пара часов поиска мне ничего не дали, да и на рыбацком фоне была тишина, рыба была, но отказывалась брать наживку. Вскоре мясо на крючках заинтересовало скорпен - ядовитых хищных рыб Чёрного моря. Я объяснил отцу, как безопасно снимать их с крючка, чтоб не уколоться об ядовитые шипы и потихоньку дело у него пошло. Несмотря на яд и угрожающий внешний вид, мясо этой рыбы довольно вкусное, поэтому, как говорится, на безрыбии и скорпена рыба! Ну а я решил переместиться немого в другое место, видимость там стала гораздо хуже, и вот, в очередной залёжке сквозь муть наблюдаю знакомые серые силуэты кефалей. Трезубец из моего нового пневмата вылетел мгновенно и настиг лобанчика средних размеров. Рыба пошла, хороший признак, я непрерывно ныряю и стреляю, плохая видимость мешает мне целиться, но и помогает маскироваться в камнях. В такой воде промахов на порядок больше, чем попаданий, в эту рыбу вообще сложно попасть с учётом её непрерывного скоростного хода. После очередного попадания в никуда, выстрел, от которого на трезубце оказались два лобана, принёс мне огромное удовлетворение. Так незаметно пролетел день, уже в сумерках уставшие и довольные мы вышли на берег. Пара часов отдыха в комфортном домике и пора собираться на погружение, я очень люблю ночное море и при любой возможности не могу себе отказать в этом. В ту ночь я не нырял глубже 12-ти метров, день в море давал о себе знать. Во время осмотра затопленной баржи, луч фонаря в одной из пробоин корпуса высветил стаю крупных горбылей, отсутствие ружья сохранило мир и спокойствие в их подводном доме. Я, насколько хватило задержки дыхания, наблюдал за этими красивыми обитателями моря. Меня всегда манит погружение в чёрную бездну, по моему мнению, ночью под водой гораздо красивее, чем днём.

Второй день на воде не принёс особых изменений, периодически проходили стаи кефалевых, но массового хода не было. Зато море побаловало почти полным штилем и отличной солнечной погодой. Отцу в лодке было гораздо комфортнее без вчерашней болтанки. Видимость тоже радовала. Но самые запоминающиеся события произошли во второй половине третьего дня. С утра не было ничего примечательного, всё как прежде. После обеда, отец, находясь в лодке, издалека увидел стаю дельфинов, приближающуюся к нам, и после этого моя жизнь побежала стремительным быстрым потоком! Я слышал истории, как эти умные морские млекопитающие выгоняют стаи рыбы на людей и, пользуясь всеобщим замешательством, набивают свои животы. Именно так было на охоте у моих друзей Юрия Турк и Павла Киселёва. Паша даже в воде отчётливо разглядел проплывающего рядом дельфина с крупным лобаном в пасти. Вот и мне выпала такая честь, охотиться с хозяевами Черного моря. Как только стая дельфинов подошла к нам вплотную, всё вокруг закипело от количества рыбы, надо мной по поверхности пролетали как молнии огромные стаи сарганов, а толща воды буквально заполнилась снующими повсюду лобанами разных размеров. Я не успевал заряжать свой метровый арбалет, ведь в суматохе всегда промахов гораздо больше, чем точных выстрелов. Прицелившись, очередной раз в ближайшую ко мне особь, я на пределе досягаемости ружья увидел крупную рыбу и подумал, - ведь у меня точное и длинное оружие, почему бы и не попробовать. Плавно перевожу линию прицеливания и стреляю с упреждением на скорость хода, гарпун, попавший точно в цель, не оставил шансов лобану крупного размера, впервые добытого мною. Так продолжалось до самого вечера, рыба шла и шла. Только ближе к закату косяки стали редеть и затем полностью исчезли, да и нам с отцом пора на сушу, кукан за поясом был уже довольно увесист, трёхдневный марафон подходил к завершению. Уезжали с базы мы уже затемно, при свете фар встречных автомобилей на лобовом стекле мне пугающе мерещились проходящие стаи рыб, это были одни из самых трудных 200-ти километров, проведённых за рулём, физическая усталость пронизывала каждую клетку организма, благо мой штурман тоже следил за дорогой. Мы с отцом прожили три отличных дня в другом мире без связи, людей и обыденной городской суматохи наедине с так любимым нами морем!

Лобан.

Охота на кефалевых очень интересна и требовательна к навыкам ныряльщика, и, что немаловажно, выбору его снаряжения. На воде часто случается, когда при большом количестве человек, находящихся недалеко друг от друга, казалось бы, в перспективных местах, с рыбой выходят лишь единицы. При кажущейся простоте процесса, с учётом небольших глубин прохода сингилей, лобанов, добыть их довольно сложно, но охотничий азарт и гастрономический интерес так и манят в море, особенно во время осенней миграции.