Про это атмосферное место, которое расположилось на тонкой полоске суши в окружении белоснежных песчаных дюн, сосновых лесов на побережье Балтики, я узнал еще много лет назад.
Но долгое время все не находил время, чтобы выбраться сюда в Калининградскую область.
И вот я здесь, но попасть сюда не так-то просто. За сотни лет мало, что изменилось.
Балтийскую косу отделяет от остальной части Калининградской области небольшой пролив и чтобы преодолеть его придется воспользоваться лодкой или паромом.
Благодаря такой изоляции это место на Балтике за последние десятилетия почти не изменилось и не пострадало от нашествия любопытных туристов.
Красивая, аккуратная и даже слишком педантичная кладка декоративного красного кирпича сразу бросается в глаза еще на дальних подступах к этому заброшенному объекту.
Немецкий подход к строительству виден издалека и даже человек незнакомый с немецкой архитектурой сразу узнает здесь строгую немецкую архитектуру.
История этого любопытного аэродрома началась еще в начале 30-х годов прошлого столетия, когда пришедшие к власти в Германии нацисты начали активно строить военные объекты по всей стране. А если помните, то Калининградская область до 1945 года была Восточной Пруссией - частью Германии.
Первоначально немцы планировали построить авиабазу для Luftwaffe (Люфтваффе) рядом с мощной военно-морской базой Пиллау (Балтийск) на другой стороне пролива. Но при проектировании выяснилось, что там есть сложность с рельефом и плывущий песчаный грунт. Поэтому от идеи строительства там отказались.
Однако, на Балтийской косе грунт оказался подходящим, несмотря на то, косу от остальной части суши разделял небольшой пролив.
Строительство аэродрома продолжалось 5 лет с 1934 по 1939 год и он получил название Neutief (Нойтиф).
Аэродром получил статус авиабазы, входил в мощную систему укреплений Пиллау и позволил Вермахту взять под контроль огромную территорию юго-западного побережья Балтики.
Аэродром был построен по самым современным технологиями на тот момент. По дну пролива проложили электрический кабель. Гидрогавань была отделена от остальной Балтики искусственным молом, а территория гавани была с подсветкой, что позволяло использовать аэродром в ночное время.
На суше были построены две километровых полосы с подогревом и под углом 45 градусов друг к другу, что позволяло использовать аэродром почти в любую погоду.
Инженерные сооружения аэродрома состояли из трех огромных кирпичных ангаров с электрофицированными воротами, двух металлических ангаров, диспетчерской вышки с часами, разнообразных инженерных построек и множества рулежных дорожек.
С 1939 по 1944 год авиабаза Нойтиф использовалась не очень активно и здесь в основном базировались небольшие эскадрильи гидросамолетов He-59, He-60 и He-114.
В 1945 году при наступлении советских войск на Кеннигсберг, Балтийская коса активно обстреливалась нашей артиллерией из района замка Бальга. Тогда же аэродром покинула знаменитая немецкая эскадра JG 51 «Molders».
Но несмотря на активные боевые действия основная инфраструктура аэродрома практически не пострадала. Да и немцы отступая не успели подорвать всю инфраструктуру. Так, что СССР достался такой вот неплохой трофей.
После окончания войны решено было использовать бывшую немецкую авиабазу по прямому назначению. В разные годы здесь располагались различные авиационные соединения ВВС ВМФ СССР и ВМФ СССР на Миг-15, а позднее и гидросамолетах Бе-4, Бе-6 и Бе-12.
Аэродром немного реконструировали и одну из полос удлинили до 2000м, а вторую полосу забросили.
Вся территория Балтийской косы вплоть до вывод отсюда военных и ликвидации гарнизона в 1995 году, была закрытой территорией и попасть сюда посторонним было практически невозможно.
С этого момента аэродром начали постепенно растаскивать на стройматериалы местные жители, которые остались здесь без работы и вынужденные каждый день ездит на работу в Балтийск и Калининград.
До конца 2000-х вся территория Балтийской косы на территории РФ была пограничной зоной с жестким паспортным режимом и это препятствовало активному разрушению оставшейся инфраструктуры. Но последние десять лет сюда может попасть любой желающий и как следствие появился мусор и следы вандализма.
Но даже спустя столько десятилетий не может не удивлять масштаб и качество немецкого строительство. Красный кирпич не так-то просто растащить на материалы, хотя кто-то умудрился снять старые немецкие часы с вышки аэродрома. На сохранившихся фасадах зданий и ангаров до сих пор видны следы боев времен Великой Отечественной Войны - выбоины от пуль и снарядов.
Ангары начала постепенно разрушаться еще несколько десятилетий назад и в последние годы перед выводом авиабазы самолеты хранились прямо на улице.
Прогуливаясь по огромной территории этого немецкой "заброшки" удивляет не только качество строительства зданий, но удивляет и немецкий бетон, которые за десятилетия в таком сложном климате выглядит очень достойно.
У некоторых ангаров замечаю странные пристройки по бокам - это башни для зенитных орудий.
Огромные массивные двери с электроприводом уже давно демонтированы и таких элементах в ангарах сейчас напоминают только направляющие рельсы.
На крышах ангаров уже давно растут деревья, а перекрытия во многих местах давно обрушились. Некоторые смельчаки забираются на крыши и рискую жизнью и здоровьем делают опасные "селфи". Одно неловкое движение и трагедии не избежать.
Территория аэродрома сейчас продана частным лицам и в некоторых зданиях обустроены небольшие кустарные мастерские, а на бетонных плитах лежат снасти многочисленных рыбаков.
Но даже заброшенная территория авиабазы, должен отметить, что она выглядит гораздо сохраннее и приятнее, чем большинство жилых домов в соседнем поселке - "Коса". Прогуливаясь по заросшим дорожкам аэродрома нет такого гнетущего впечатления как от прогулки по улицам Косы.
Не понимаю почему этот поселок после ухода отсюда военных выглядит едва ли лучше трущоб в бедных латиноамериканских странах.
Подписывайтесь на этот канал, смотрите мой YouTube и делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!