Обычно это объясняют просто: в тундре девять месяцев в году лежит снег, и летом вода холодная, чтобы её согреть — нужно много топлива для костра, а где его взять в безлесной тундре. Это очевидная причина.
Также у жителей Чукотки было всегда существовало поверье, что человек во время мытья теряет свое здоровье и жизненную силу.
До того как на Север пришли русские, чукчи мылись максимум раз в год в горячих источниках. Когда они под влиянием русских стали мыться регулярно, кожа их стала покрываться кровавыми трещинками. Пот у чукчей - это не вода, а капельки жира. Они спасают от ветра.
У чукчей пот не имеет резкого неприятного запаха. В дезодорантах у северных народов нет нужды. Вместо полотенца использовали стружки ивового дерева. У них была особая привычка - когда они утром вставали, то жевали смогу лиственницы, запивая водой.
Жители Чукотки собирались всем стойбищем, намазывали себя жиром нерпы, разводили костер и грелись, раздевшись, около него. Растопленный идущим от костра жаром жир смешивался с грязью, налипшей на кожу. После этого чукчи брали в руки костяные скребки и соскабливали ими со своих тел жир. Данный способ очищения кожи является самым оптимальным в условиях круглогодичного обитания в суровом климате.
Ещё один способ, традиционно используемый народами Крайнего Севера для очистки кожи от загрязнений — это ношение кожаной одежды ворсом к телу. Ворсинки постепенно очищали кожу от грязи механическим способом.
Во времена советской власти чукчей начали насильно приучать к банным процедурам. Постепенно этот процесс стал частью быта жителей тундры. У современных пастухов-оленеводы есть возможность пользоваться мобильными банями, а также миниатюрными переносными печами. Однако и сегодня чукотские оленеводы моются не слишком часто.