Это первое, что приходит в голову, когда видишь столь могучее сооружение на одном из несостоявшихся каналов Балтики...
Немцы не просто так затевали этот мощный инфраструктурный проект. Старались для себя и вынашивали эту идею не одно столетие.
Мазурский сайт по праву может считаться одной из самых впечатляющих "заброшек" Калининградской области и это настоящий долгострой на Балтике.
История строительства этого сайта уходит в XVII век, когда в Пруссии надумали соединить судоходным каналом Большие Мазурские озера с Балтийским морем.
Но первые попытки строительства этого 50 - километрового сайта между озерами и рекой Лава начались только спустя столетие.
Потом как выяснилось, проект недооценили, выделенных ассигнований на строительство не хватит и проект забросили почти на сотню лет.
Очередная попытка строительства сайта в Пруссии была предпринята в середине XIX века, но после детальных расчетов пришли к выводам, что проект выходит крайне дорогим и приоритет решили отдать железным дорогам.
Прошло еще полвека и вновь Пруссия вернулась к проекту строительства Мазурского сайта. Теперь предлагалось помимо 50 - километрового сайта построить еще и десяток шлюзов.
Работы стартовали в 1911 году, были выполнены основные земляные работы и проведена подготовка к строительству шлюзов. Но началась первая мировая война и работы были заморожены на неопределенное время.
В 1920 году работы срочно возобновились, но были остановлены через 2 года в связи со сложной экономической обстановкой.
Работы на строительстве сайта возобновились только в 1934 году после прихода к власти нацистов. Стройка пошла бодрее и веселее и к 1939 году готовность шлюзов уже оценивалась в 70%, а северная часть сайта уже была заполнена водой.
С началом второй мировой войны строительство сайта замедлилось, а в 1942 году и вовсе было остановлено.
После окончания Второй Мировой Войны и раздела территории Восточной Пруссии между СССР и Польшей, на территории нашей страны осталось примерно 30 км сайта и пять шлюзов из десяти.
При этом готовность шлюзов на нашей стороне оценивалась в 70%-80%, а на польской стороне по разным оценкам от 15% до 70%.
На российской стороне самым крупным шлюзом с перепадом высот в 15 метров является шлюз в Озерках ( Georgenfelde ). У поляков два шлюза немногим крупнее - по 17 метров, но их готовность была менее 50%.
Сейчас данное сооружение смотрится довольно мощно и внушительно. Трудно поверить, что прошло почти 90 лет с момента строительства этих конструкций и он так сохранились без всякого ухода и обслуживания.
Да и сам мазурецкий сайт за прошедшее столетие уже порядочно зарос и вода почти полностью ушла из него. Тем не менее, построенная немцами инфраструктура выглядит весьма впечатляюще.
Немцы умели строить серьезные сооружения и тогда и сейчас.
На шлюз может забраться любой желающий и никаких ограничений к посещению нет, но надо соблюдать осторожность, чтобы не упасть в шлюзовую камеру или технические помещения. Никаких предупреждающих знаков и оград здесь нет. Но, любители техногенного туризма будут в восторге, точно говорю!
К слову сказать, но поляки на своей стороне из шлюзов мазурецкого сайта сделали туристические объекты и зарабатывают на этом деньги.
Надо учиться у наших продвинутых соседей как использовать по назначению немецкое наследие, но пока это плохо получается.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!