В этот раз решил рассказать про довольно любопытный заброшенный объект в Калининградской области, но с интересной историей.
Речь пойдет про объект гидроэнергетики на Балтике, а именно про каскад ГЭС на реке Лава, который даже имеет своё название - Лавинский гидрокаскад
Но причем здесь немцы и какое они имеют отношения к ГЭС на территории России?
Ответ простой. Если кто вдруг забыл, но 75 лет назад, СССР по - результатам Второй Мировой Войны отобрал у Германии северную часть территории Восточной Пруссии (остальная часть отошла Польше). Эта территория сейчас является Калининградской областью и по-совместительству анклавом России в окружении Польши и Прибалтийских стран.
Но самое интересно в том, что довольно большая часть немецкой инфраструктуры в Восточной Пруссии не была уничтожена или сколько угодно серьезно повреждена во время наступательной операции Советских войск в 1945 году.
И нам после войны нам отошли в целости и сохранности военные аэродромы, большое количество жилых зданий в городах, гидротехнические сооружения, вокзалы и железнодорожные ветки.
Но вернемся к гидроэлектростанциям. Немцы еще в конце XIX века начали активно электрофицировать свою территорию и первые ГЭС появились в Восточной Пруссии еще в 1886 году.
Да и в целом, уровень жизни в Германии до первой мировой войны удивлял.
К началу XX века во многих городках этого региона уже были свои малые электростанции, а в 1900 году в Тильзите (Советск) был уже запущен даже трамвай.
Есть даже воспоминания одного русского солдата, который принимал участие в первой мировой войне и которые нашли свое отражение в книге "На войне. Восточная Пруссия - Литва 1914-1915". Солдат пишет, что был удивлен богатством на каждом шагу. Что каждая усадьба обычного крестьянина была снабжена электричеством, велосипедами, водопроводом, телефоном и газетами.
Позднее, в 1922 году на реке Алле (нынешнее название Лава) немцы возвели каскад из шести гидроэлектростанций.
Две из которых оказались на территории современной России, а остальные четыре на территории Польши.
Первая ГЭС была возведена в Фридленде (Правдинск) с мощностью 10 МВт и известна под названием Правдинская ГЭС-3 с мощностью 3 МВт, вторая же была возведена в городке Гросс-Вондсорф (Курортное) и известна как Курортное ГЭС-4. Кроме этого электростанции были закольцованы в единую энергосистему с мощностью в 13 МВт.
Но и это не всё. Достаточно развитая замкнутая энергосистема Восточной Прусии позволила даже запустить в 1936 году в Инстербурге (Черняховске) первый в Европе троллейбус. Проработало троллейбусное движение до начала 1945 года, когда к границам региона уже приближался фронт и советские войска.
ГЭС-3 в Правдинске была разрушена во время войны, но восстановлена в 1946 году и продолжала работать до 1970 года, а потом с 1994 и до наших дней после нескольких реконструкций.
ГЭС - 4 в Курортном не была разрушена, но была остановлена в 1945 году и подверглась консервации.
Прошло уже без малого 75 лет, а эта электростанция так и находится в состоянии полной консервации. Гидроагрегаты были полностью сняты и вывезены со станции и сейчас можно наблюдать только деривационный сайт и старое немецкое здание из красного кирпича.
Долго размышлял почему станция находится в консервации, казалось бы, поставь гидроагрегат и добывай свои 3 МВт.
Попадалась информация, что даже были проекты по расконсервации электростанции, но до реализации не дошло. Так и стоит она на балансе "Янтарьэнерго" мертвым грузом.
А здание станции, тем временем, охраняется и огорожено, на территории замечена собака и разнообразные вывески про "запретную зону". Наверное выгодно тратить деньги на содержание законсервированного объекта уже не одно десятилетие.
Пока же сооружения станции используются разными любителями-экстремалами, который ищут приключения внутри подводных лабиринтов. Одному из таких любителей - экстремалов даже стоит рядом памятник, заблудился и не успел выплыть много лет назад...
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!