Сапсаны, Ласточки и Иволги? РЖД спустя 40 лет запустили поезд на паровозной тяге по заповедной железной дороге

Прокатиться на настоящем пассажирском поезде под паровозной тягой, да еще и по настоящей заповедной железной дороге в глухом краю я мечтал довольно давно.

Нет, не по специальному туристическому маршруту. Такие есть, например, в Москве по МЦК, есть и туры по "Золотому кольцу", отдельные групповые туры до Коломны и Рязани, а с лета 2019 года в Карелии даже ходит туристический ретро-поезд "Русскеальский экспресс".

Хотелось прокатиться на регулярном пассажирском поезде в обычном расписании, по какой-нибудь настоящей заповедной магистрали.

И вот, наконец, в конце сентября 2018 года АО "РЖД", в лице "Московско-Тверской Пригородной Пассажирской Компании", запустили по субботам на регулярном пригородном маршруте "Бологое - Осташков" такой ретро-поезд под паровозной тяге под номером 6697/6671. Фантастика...

Как только я узнал про этот поезд, то сразу вспомнились известные строчки из стихотворения Маршака:

Это что за остановка -

Бологое иль Поповка?

А с платформы говорят:

- Это город Ленинград ...

В остальные дни этот пригородный пассажирский поезд 6691/6693 ходит на тепловозной тяге с локомотивом ТЭП-70.

И только раз в неделю здесь любой желающий может прокатиться на настоящем паровозе и почувствовать себя в давно ушедшей эпохе.

А ведь это уникальное событие интересно еще и тем, что с 1976 года это первый запущенный регулярный пассажирский паровозный маршрут. Фантастика и настоящая "машина времени", не иначе.

Для этих целей на станции Бологое выделили пару паровозов "Л" - серии и восстановили гидроколонки на станциях Бологое, Куженкино и Осташков.

РЖД несомненно молодцы, они даже по субботам скорректировали расписание отправления поезда с тем, чтобы синхронизировать ретро-состав с Сапсанами из Москвы и Питера.

Но вернемся к ретро-поезду. Я оказался здесь в первую годовщину жизни этого, безусловно, уникального проекта. За прошедший год ретро-поезд перевез более 8 тысяч пассажиров-туристов и это фантастика.

В числе гостей юбилейного поезда здесь оказалось и руководство Бологовского района и представители правительства Тверской области, а также руководство Октябрьской железной дороги.

Очень похвально, что стоимость проезда по маршруту Бологое - Осташков - Бологое не отличается для ретро-поезда и составляет для взрослых 290 рублей, а для детей 148 рублей.

Поезд отправляется из Бологого в 9:25 и прибывает в Осташков в 13:07, с учетом получасовой остановки в Куженкино для дозаправки водой и экскурсии пассажиров по станционному музею.

Обратно из Осташково поезд отправляется уже в 15:07 и прибывает в Бологое в 18:21.

Единственное неудобство, что в летний период по субботам этим поездом пользуются большое количество дачников в этих краях. Для них, конечно паровозная тяга доставила некоторый дискомфорт и поезд вместо 3х часов по субботам идет почти 4 часа.

Поездная бригада одета в форменную одежду середины прошлого века, что добавляет антуража и ощущения полного погружения в паровозную эпоху.

А начальник поезда Евгений Андреевич не только колоритно выглядит, но и очень интересный рассказчик.

Во время движения поезда с удовольствием говорит об истории этой Бологое - Полоцкой заповедной магистрали и многих интересных фактах об этой дороге.

Симпатичные девушки - проводники тоже в довольно симпатичной и интереснейшей форменной одежде тех лет. Без них маршрут бы много потерял, точно говорю!

Первая большая остановка будет на старинной станции - Куженкино. Вообще, все станции между Осташково и Бологое построены в едином стиле.

Деревянные вокзальчики с интересными архитектурными решениями.

Очень повезло, что станция сохранилась в неизменном виде и этим постройкам более сотни лет. И особенно повезло, что между Осташковым и Бологое не было активных боевых действий во время Великой Отечественной Войны.

Налеты авиации были и от них пострадали водонапорные башни, как основные цели фашистов, но вот здания вокзалов остались в неизменном виде.

На Куженкино в этот раз ретро-поезд, по случаю юбилея маршрута, встречал военный оркестр и здесь же состоялся небольшой митинг с участием представителей РЖД и руководителей района и области.

Потом была небольшая экскурсия. На территории станции создан интересный музей с обстановкой давно минувших лет, и пока паровоз заправляют водой из гидроколонки, можно походить по музею и познакомиться с экспозицией.

Если немного отвлечься от музея, и вернуться к паровозу, то в одном из прошлых своих репортажей я уже рассказывал сколько тратит паровоз угля и воды на 100 километров пути.

Рекомендую прочитать этот репортаж, там я в деталях показал, как происходит заправка паровоза водой на станции Куженкино.

Про впечатления от поездки надо говорить отдельно! При движении под паровой тягой они особенные и отличаются от привычной нам езды на поезде. И они незабываемы - только из-за этого надо проехать на паровозе.

Равномерные "тычки" во время всего трехчасового пути туда и трехчасового пути обратно, сначала немного озадачивают, потом напрягают, а в конце просто убаюкивают.

Все-таки энергия пара и передача этой энергии на колесные пары, есть особый магический момент в движении паровоза.

Я не удержался и задал вопрос представителю руководства Октябрьской железной дороги о том, почему нельзя было включить в состав поезда настоящий ретро-вагон ушедшей эпохи?

Ответ был простым и сложным одновременно.

Самый старый вагон, который можно использовать на регулярных пассажирских маршрутах выпущен был в середине 1970-х годов. Именно поэтому это обычный сидячий вагон.

У Октябрьской железной дороги в запасниках есть вагоны разных эпох, включая и те, которые были до Великой Отечественный Войны.

Но получить разрешение у Ростехнадзора на эксплуатацию таких вагонов на регулярном маршруте пока не получается, хотя дело продвинулось уже довольно далеко.

Это пожалуй, единственный момент, который не вписывался в окружающий антураж этого чудесного маршрута по заповедной магистрали.

В остальном же - это просто уникальная идея для того, чтобы необычно и увлекательно провести выходной день.

Главное правильно выбрать время для поездки, тем более, что у вас будет целых два часа на прогулку по провинциальному городку Осташков, который расположен на Селигере.

Мне кажется, что наиболее удачное и правильно время для путешествия здесь - это ранняя осень. В сентябре лес в этом глухом краю замирает, жизнь медленно останавливается, пропадают дачники, вездесущие туристы на Селигер, и вам остается только созерцать из окна поезда, под медленный перестук колес и протяжный паровозный гудок, всю эту красивейшую природу заповедной магистрали.

Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!


Река Северский ДонецДавно это было может году в 2010. Пристрастились мы с Николаем ездить на Северский Донец ловить на фидера лещей . Приеха...
Ни для никого не секрет, что карася привлекают различные необычные запахи. Запах бальзама под названием звёздочка, так же положительно сказы...
При условии, что вафли до этого ни разу не пекла.Но металлический предмет с которым связаны детские воспоминания слишком сильно манил и интр...