Прокатиться на настоящем пассажирском поезде под паровозной тягой, да еще и по настоящей заповедной железной дороге в глухом краю я мечтал довольно давно.
Нет, не по специальному туристическому маршруту. Такие есть, например, в Москве по МЦК, есть и туры по "Золотому кольцу", отдельные групповые туры до Коломны и Рязани, а с лета 2019 года в Карелии даже ходит туристический ретро-поезд "Русскеальский экспресс".
Хотелось прокатиться на регулярном пассажирском поезде в обычном расписании, по какой-нибудь настоящей заповедной магистрали.
И вот, наконец, в конце сентября 2018 года АО "РЖД", в лице "Московско-Тверской Пригородной Пассажирской Компании", запустили по субботам на регулярном пригородном маршруте "Бологое - Осташков" такой ретро-поезд под паровозной тяге под номером 6697/6671. Фантастика...
Как только я узнал про этот поезд, то сразу вспомнились известные строчки из стихотворения Маршака:
Это что за остановка -
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград ...
В остальные дни этот пригородный пассажирский поезд 6691/6693 ходит на тепловозной тяге с локомотивом ТЭП-70.
И только раз в неделю здесь любой желающий может прокатиться на настоящем паровозе и почувствовать себя в давно ушедшей эпохе.
А ведь это уникальное событие интересно еще и тем, что с 1976 года это первый запущенный регулярный пассажирский паровозный маршрут. Фантастика и настоящая "машина времени", не иначе.
Для этих целей на станции Бологое выделили пару паровозов "Л" - серии и восстановили гидроколонки на станциях Бологое, Куженкино и Осташков.
РЖД несомненно молодцы, они даже по субботам скорректировали расписание отправления поезда с тем, чтобы синхронизировать ретро-состав с Сапсанами из Москвы и Питера.
Но вернемся к ретро-поезду. Я оказался здесь в первую годовщину жизни этого, безусловно, уникального проекта. За прошедший год ретро-поезд перевез более 8 тысяч пассажиров-туристов и это фантастика.
В числе гостей юбилейного поезда здесь оказалось и руководство Бологовского района и представители правительства Тверской области, а также руководство Октябрьской железной дороги.
Очень похвально, что стоимость проезда по маршруту Бологое - Осташков - Бологое не отличается для ретро-поезда и составляет для взрослых 290 рублей, а для детей 148 рублей.
Поезд отправляется из Бологого в 9:25 и прибывает в Осташков в 13:07, с учетом получасовой остановки в Куженкино для дозаправки водой и экскурсии пассажиров по станционному музею.
Обратно из Осташково поезд отправляется уже в 15:07 и прибывает в Бологое в 18:21.
Единственное неудобство, что в летний период по субботам этим поездом пользуются большое количество дачников в этих краях. Для них, конечно паровозная тяга доставила некоторый дискомфорт и поезд вместо 3х часов по субботам идет почти 4 часа.
Поездная бригада одета в форменную одежду середины прошлого века, что добавляет антуража и ощущения полного погружения в паровозную эпоху.
А начальник поезда Евгений Андреевич не только колоритно выглядит, но и очень интересный рассказчик.
Во время движения поезда с удовольствием говорит об истории этой Бологое - Полоцкой заповедной магистрали и многих интересных фактах об этой дороге.
Симпатичные девушки - проводники тоже в довольно симпатичной и интереснейшей форменной одежде тех лет. Без них маршрут бы много потерял, точно говорю!
Первая большая остановка будет на старинной станции - Куженкино. Вообще, все станции между Осташково и Бологое построены в едином стиле.
Деревянные вокзальчики с интересными архитектурными решениями.
Очень повезло, что станция сохранилась в неизменном виде и этим постройкам более сотни лет. И особенно повезло, что между Осташковым и Бологое не было активных боевых действий во время Великой Отечественной Войны.
Налеты авиации были и от них пострадали водонапорные башни, как основные цели фашистов, но вот здания вокзалов остались в неизменном виде.
На Куженкино в этот раз ретро-поезд, по случаю юбилея маршрута, встречал военный оркестр и здесь же состоялся небольшой митинг с участием представителей РЖД и руководителей района и области.
Потом была небольшая экскурсия. На территории станции создан интересный музей с обстановкой давно минувших лет, и пока паровоз заправляют водой из гидроколонки, можно походить по музею и познакомиться с экспозицией.
Если немного отвлечься от музея, и вернуться к паровозу, то в одном из прошлых своих репортажей я уже рассказывал сколько тратит паровоз угля и воды на 100 километров пути.
Рекомендую прочитать этот репортаж, там я в деталях показал, как происходит заправка паровоза водой на станции Куженкино.
Про впечатления от поездки надо говорить отдельно! При движении под паровой тягой они особенные и отличаются от привычной нам езды на поезде. И они незабываемы - только из-за этого надо проехать на паровозе.
Равномерные "тычки" во время всего трехчасового пути туда и трехчасового пути обратно, сначала немного озадачивают, потом напрягают, а в конце просто убаюкивают.
Все-таки энергия пара и передача этой энергии на колесные пары, есть особый магический момент в движении паровоза.
Я не удержался и задал вопрос представителю руководства Октябрьской железной дороги о том, почему нельзя было включить в состав поезда настоящий ретро-вагон ушедшей эпохи?
Ответ был простым и сложным одновременно.
Самый старый вагон, который можно использовать на регулярных пассажирских маршрутах выпущен был в середине 1970-х годов. Именно поэтому это обычный сидячий вагон.
У Октябрьской железной дороги в запасниках есть вагоны разных эпох, включая и те, которые были до Великой Отечественный Войны.
Но получить разрешение у Ростехнадзора на эксплуатацию таких вагонов на регулярном маршруте пока не получается, хотя дело продвинулось уже довольно далеко.
Это пожалуй, единственный момент, который не вписывался в окружающий антураж этого чудесного маршрута по заповедной магистрали.
В остальном же - это просто уникальная идея для того, чтобы необычно и увлекательно провести выходной день.
Главное правильно выбрать время для поездки, тем более, что у вас будет целых два часа на прогулку по провинциальному городку Осташков, который расположен на Селигере.
Мне кажется, что наиболее удачное и правильно время для путешествия здесь - это ранняя осень. В сентябре лес в этом глухом краю замирает, жизнь медленно останавливается, пропадают дачники, вездесущие туристы на Селигер, и вам остается только созерцать из окна поезда, под медленный перестук колес и протяжный паровозный гудок, всю эту красивейшую природу заповедной магистрали.
Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!