Путешествуя по просторам нашей страны, всё не перестаю удивляться тому, насколько удачные решения были разработаны советскими инженерами в части транспортеров и гусеничных вездеходов - болотоходов в середине прошлого столетия.
Сегодня хочу рассказать о настоящей легенде советского машиностроения - плавающем гусеничном вездеходе ГАЗ-71 ( ГАЗ-3403, ГАЗ-34039), которую по - доброму называли "Газушкой"
Сколько себя помню, но все семейство легких вездеходов начиная с ГТ-С (ГАЗ-47), ГТ-СМ (ГАЗ-71) и заканчивая современными потомки ГАЗ-3403(9) всегда ассоциировались Арктикой, Севером, бородатыми геологами и нефтяниками.
Удивительная внешняя простота форм, минимализм содержания и одновременно с этим, брутальность.
История этой специфической полу - гражданской и полувоенной разработки, уходит своими корнями в далекое военное прошлое. Сразу после окончания ВОВ у армии и народного хозяйства была огромная потребность в специализированной технике, которую можно применять при освоении бескрайних и труднопроходимых северных простор.
Если бы в СССР разрабатывали и другую гражданскую технику, то сейчас наш автопром, наверное, не сильно уступал своим западным конкурентам.
И если на большей части нашей страны "Газушки" на ходу большая редкость, то на севере всё по - другому.
В некоторых поселках я встречал "Газушку" едва ли не чаще, чем остальную технику. Хотя, конечно, сейчас эти советские вездеходы стремительно уступают и по стоимости и по обслуживанию современной ТРЭКОЛольной технике, но тем не менее, они еще пользуются популярностью.
Несколько интересных и "живых" экземпляров ГАЗ-3403 мне попались на улицах Диксона, Хатанги и некоторых других поселков, какие - то агрегаты были запаркованы у домов, а какие-то бодро перемещались по улицам поселков.
При разработке ГАЗ-71 трансмиссию и двигатель взяли от Газ-66 (Шишиги), поэтому технические характеристики ГТ-СМ даже в наше время выглядят впечатляюще:
Но были и недостатки у этого вездехода - огромный расход топлива, повышенный износ тормозных лент и периодические "разувания" в мягких грунтах на поворотах.
После завершения производства оригинального ГАЗ-71 в 1985 году, на смену ему пришел модификация ГАЗ - 3403 у которой была увеличена грузоподъемность до 1250кг, увеличены топливные баки до 93 литров (их можно опознать по боковым скосам), появились двойные лобовые стёкла и заменили тормозные ленты на главной передаче на более износостойкие. Тем не менее, оставалась проблема гигантского расхода топлива, что с переходом на рыночную экономику было очень весомым фактором. Шутка-ли, но несмотря на паспортный расход 1-2 литра на километр, в реальности расход мог достигать 3 литров.
И эту проблему смогли решить, разработав последнюю и самую современную модификацию "Газушки", которая производится в настоящее время ГАЗ 34039. Инженеры установили в вездеход турбо - дизельный двигатель Д-245 12С, мощностью 110 л.с., тем самым снизив средний расход топлива до 0,5л на километр пути.
Сейчас ГАЗ - 34039 активно используется на нефтяных месторождениях в Арктике многочисленными нефтяными компаниями.
Даже спустя более, чем полвека - этот легендарный вездеход продолжает трудиться в условиях тяжелейшего северного бездорожья не только на гражданской службе на нефтяных месторождениях и в геологоразведке, но и военных нуждах на арктических военных базах и у пограничников.
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!