День за днём природа все больше погружалась в блеклое и серое глухое русское предзимье. В воздухе стоял уже привычный аромат отсыревший увядшей листвы, а не снег ещё не успел укутать едва промерзшую землю в свои белоснежные одеяла.
Что и сказать, лучшего времени, для экскурсии по ушедшей в далекое прошлое железнодорожной эпохе даже сложно придумать.
В одном из своих прошлых репортаже я рассказывал уже про интересные и увлекательные путешествия по Бологое-Полоцкой железнодорожной ветке:
На этот раз я собрался в глухие места Псковщины, чтобы прогуляться по остаткам ещё одной довольно любопытной железнодорожной магистрали, которая, также брала свои истоки в Императорской России и постепенно канула в небытие.
Путь мой лежал в сторону глухого провинциального городка Гдов, обосновавшегося на границе Псковской и Ленинградских областей.
Именно через этот древний русский городок и прошла столетие назад заповедная магистраль "Полоцк - Псков - Гдов - Нарва", построенная во время и благодаря Первой Мировой Войне.
А по драматическому стечению обстоятельств, период наибольшего развития и активного движения по этой магистрали пришелся на период с 1941 по 1943 во время оккупации этой территории немецко-фашистскими войсками.
Во время отступления немецко-фашистских войск в 1944 году большая часть этой дороги от Полоцка до Пскова и от Пскова до Сланцы была уничтожена.
Великая Отечественная Война закончилась и в планах Политбюро появилась задача по восстановлению разрушенной магистрали.
Вот только Псковщина так и не оправилась после Великой Отечественной Войны и деревни продолжали вымирать, а население покидать эти глухие места.
Участок Гдов - Сланцы к середине 1950-х годов успели восстановить, участок Сланцы - Нарва попал тогда же под затопление, а участки Гдов-Псков и Псков - Полоцк так и остались в постоянно сдвигаемых планах на светлое коммунистическое будущее.
Тем не менее, на участке Ленинград - Сланцы - Гдов курсировал регулярный пассажирский поезд и присутствовало грузовое движение, тем более, что в окрестностях Гдова располагалась крупная авиабаза Смуравьево и к ней были организованы подъездные пути.
К середине 1990-х стремительно нищавшие регионы начали ускоренными темпами терять своих жителей, в поисках лучшей жизни устремившихся поближе к центру.
И Гдов не стал исключением. Провинциальный городок и в самый свой расцвет имел около шести тысяч человек населения, а к середине 2010-х годов его население сократилось без малого почти вдвое.
Уходила жизнь, а с ней и железнодорожная ветка начала "чахнуть".
Свою лепту в эту железнодорожную историю внесла и военной реформа конца 2000-х годов, когда в результате оптимизации авиабаза Смуравьево была законсервирована и расформирована. Но про это я писал в одном из репортажей:
РЖД с начала 2000-х предпринимало неоднократные попытки отменить этот убыточный поезд и законсервировать ветку, но местные жители и чиновники успешно препятствовали этим попыткам долгое время.
К концу нулевых грузовое движение окончательно исчезло. Единственный оставшийся поезд, который курсировал по участку Гдов - Сланцы, оставался регулярный пригородный пассажирский поезд Санкт-Петербург - Гдов в виде состава ДТ1 (дизель-электропоезд).
В 2010-2012 годах возник кризис субсидирования пригородных железнодорожных перевозок со стороны субъектов федерации и РЖД пригрозило закрытием убыточных маршрутов. В дело вмешался Кремль и вопрос был "заморожен" на некоторое время. Но РЖД нашло другой способ борьбы с убыточными маршрутами и оптимизации маршрутной сети, выпустив внутренний нормативный документ, из которого следовало, что с 2013 года не допускается следование пригородных поездов с общим маршрутом беспересадочного сообщения свыше 200 км, а расстояния между Питером и Гдовом составляет 223 км. Вот так и появился формальный повод ликвидировать последний поезд и законсервировать участок участок Сланцы-Гдов.
С момента консервации станции прошло уже без малого 7 лет и мне удалось посмотреть что из себя представляет сейчас процесс временного "закрытия" участок железных дорог от РЖД.
Станционные шкафы разграблены, основной ход зарос травой, светофоры срезаны.
Окна на станции заколочены металлическими щитами, но в здание вокзала может пройти любой желающий через огромную зияющую дыру в двере.
Внутри разбросано множество внутренних нормативных документов РЖД из которых следует, что персонал станции был сокращен в начале 2013 года.
Журнал осмотра путей за 2011 год, должностные инструкции, газеты, плакаты и многое другое.
Помещения вокзала отапливалось обычной буржуйкой, на дворе шел второй десяток XXI века и это все в 10 км от границы с Европой.
Довольно интересно, как скамейки из зала ожидания, оранжевая жилетки, атрибутика РЖД уживалась вместо с церковными иконами, обнаруженными в одном из помещений станции.
Абсолютно уверен, что эта станция никогда больше не откроется, как и многие другие "временно законсервированные" РЖД.
В 2015-2016 местные жители сдали в металлолом несколько километров рельсов и это точно, что не от хорошей жизни.
Как показала практика на других железных дорогах, где мне удалось побывать за последний год, местные жители за пару лет могут растащить десятки километров пути почти незаметно.
А после металлолома в ход пойдет и балласт и насыпь с щебнем - все в хозяйстве сгодится.
Вот такая вот печальная история еще одной заповедной магистрали, которая просуществовала без малого сотню лет и была окончательно уничтожена в ходе оптимизации железнодорожного хозяйства в условиях рыночной экономики. Скажу только одно, я видел много законсервированных линий и ни одна из них больше не открылась.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!