Везет мне в этом году на всякие мощные железные находки. Несколько месяцев назад я рассказывал, как наткнулся в безжизненной пустыне на берегу океана на легендарный бульдозер CAT D6, и снова крутая находка.
Дело было так. Еду я по безжизненной тундре Таймыра и вот уже колея УРАЛа начинает петлять по отрогам плато Путорана, и тут замечаю силуэт трактора.
Я привык, что в Арктике полно разной брошенной техники. То вездеход забудут, то грузовик или какой трактор, но в этот раз находка была огонь!
Подошел ближе - да это же, настоящая легендарная челябинская "сотка". Пожалуй, самый массовый советский гусеничный трактор "Сталинец С-100", который уходит своими корнями к легендарному американскому Caterpillar D7.
За 8 лет производства было выпущено более 124 000 тракторов этой модели и это абсолютный рекорд для советского тракторостроения.
"Сталинец С-100" является следующим шагом в развитием модели С-80 с той разницей, что на С-100 поставили чуть более мощный двигатель и сделали более комфортную кабину.
А какая связь советский тракторов с легендарными американскими тракторами CAT D7?
Все просто - во время Великой Отечественной Войны бульдозеры CATerpillar D7 поставлялись в СССР по лендлизу. После окончания войны потребовалось срочно возобновить производство тракторов.
И на Уральском тракторном заводе было принято гениальное и простое решение - скопировать американский бульдозер с минимальными техническими изменениями.
Новый бульдозер назвали Сталинец С-80 и в последующие десятилетия он последовательно дорабатывался до С-100, а потом и Т-100.
Челябинские бульдозеры С-100 выпускались с 1956 по 1964 годы и относились еще к эре "догидравлических" машин. Управление отвалом происходило с помощью тросов, специальной лебедки и системы блоков, установленных сзади трактора.
Увы, на этом тракторе их уже демонтировали и осмотреть их не удалось
Между прочим, американцы в эти годы уже вовсю использовали на своих CAT гидравлический привод, а мы отставали на одно поколение...
Многие путают С-100 и Т-100 и внешне они действительно очень похожи. У них отличаются немного компоновки моторных отсеков, а также кабины. На Т-100 сверху стоит воздушный фильтр, а у "Сталинца" такого нет.
Этому бульдозеру повезло, он нашел свое последнее пристанище вдали от людей, дорог и цивилизации и может простоять здесь еще многие десятилетия в таком же состоянии.
На "большой земле" уже таких экземпляров почти не осталось, если только в частных коллекциях или в темных углах заброшенных автобаз. А все потому, что эта модель с конца 1970-х годов начала активно замещаться более современными челябинскими Т-100.
Ну а мы поехали дальше и впереди у нас были еще более огненные находки.
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!