Арктика - это не только бескрайние снежные пустыни зимой и бесчисленные озера, реки и зеленая тундра летом. Российская Арктика - кладезь народного достояния и богатейшие недра из которых добывают нефть и газ.
Это лет тридцать назад тундра была пустынная и населена только коренными народами, да редкими геологоразведчиками.
А сейчас в Арктике разрабатываются огромные месторождения, строятся нефтяные терминалы, морские порты и проводится повсеместное разведочное бурение даже в самых глухих и отдаленных районах тундры.
Когда в своем очередном путешествии по Арктике мы собирались из Ямало-Ненецкого АО попасть в Таймыро-Долганский район Красноярского края, мы и представить не могли, что сможем увидеть такое разнообразие тяжелой техники в сотнях километров от цивилизации и настоящие ледяные дороги там, где никак не думали их увидеть.
В арктической тундре почти нет круглогодичных дорог. Но нефтянникам надо постоянно доставлять оборудование, топливо, материалы и продовольствие как на разрабатываемые месторождения, так и для разведочного бурения.
А сделать это можно только зимой, когда замерзают тысячи рек и болот в этой части страны и становится возможным проложить зимник - зимнюю временную дорогу.
Но зимник для гражданской техники и для тяжелой техники - это разные зимники. По обычному гражданскому зимнику очень непросто завезти тяжелое оборудование. Техника будет проваливаться, закапываться в снегу и тонуть в озерах. А еще такие зимники постоянно будет заметать после каждой пурги многометровыми сугробами.
Поэтому при строительству зимников требования не чуть не меньше, чем при строительстве обычных асфальтовых дорог. И к ширине зимника, который обычно должен быть не менее 6 метров и к высоте зимника над тундрой, чтобы его постоянно не задувало и не переметало и к его уплотнению и намораживанию.
Стоит ли говорить о том, что и стоимость работ по постройке таких зимников может доходить до многих сотен миллионов рублей, да и последующее обслуживание не сильно дешевле.
А ведь, срок действия зимника в отличии от дорог с твердым покрытием, всего 4-5 месяцев и к концу мая обычно зимники уже перестают функционировать.
На одном из таких зимников нам удалось посмотреть как идет его строительство.
Первоначально по траектории будущего зимника проходит вездеход и делает его будущую разметку, устанавливая вешки и выбирая наиболее подходящие места для прохождения зимника, где не очень много снега и не так сильно будет переметать его во время пурги.
Потом такой зимник проходит трактор по типу "Четра" или К-700 (Кальмар) с большой волокушей. Этой волокушей в форме трубы или траком от вездехода разравнивают снег в тундре на месте будущего зимника.
Спустя некоторое время, когда сформируется наст, способный держать технику, трактор уже проходит повторно с волокушей и готовит зимник для будущей проливки водой. После этого запускают водовозки из которых медленно вытекает вода, а за ними идут трактора с волокушами из колес, которые разравнивают будущий лед.
Через пару дней из смеси воды, снежной каши, сильного ветра образуется полноценная ледовая дорога, с которой выдувает весь снег и по ней может двигаться даже тяжелая техника с разнообразны грузом.
Кто же строит такие зимники? Многочисленные подрядчики, которые много лет работают в тундре и имеют
Но помимо самой техники, которая работает на строительстве зимников, подрядчики устанавливают пикеты-жилые городки с бытовками, запасами топлива и организуют стоянку техники.
Для примера, стоимость мобилизации (строительства) такого 160 км зимника на Ямале для разведочного бурения по контракту с одной из нефтяных компаний доходила до 500 млн. рублей, а его поддержание еще около 250 млн. рублей за 4 месяца.
Фантастические бюджеты, который меня не мало удивили. Но эта информация не секрет и она есть в открытом доступе на площадках госзакупок.
Вот бы такие бюджеты на строительство обычных региональных зимников в отдаленные деревни и поселки на Русском Севере....
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!