Несуществующая дорога - призрак: Как атлас дорог СССР, а за ним интернет - карты c Навигаторам запутали сотни туристов…

Трудно сейчас представить, но даже в 21 веке существуют удивительные картографические ляпы, несмотря на полное и очень детальное картографическое покрытие всей нашей планеты.

И один из таких наиболее известных и комичных опусов есть и у нас в стране.

Для того переместимся на Алтай, в окрестности мистической горы Белухи. Туристические и знаковые места для огромного количества туристов в нашей стране. Места не только плотно заселенные, но и хорошо изученные со всех сторон, как казалось.

Однако в действительности все не так просто...

Про эту дорогу в Усть-Коксинском районе Республики Алтай ходят легенды. Ведь сейчас, чтобы добраться до Усть-Коксы, Тюнгура и подножья Белухи из Горно-Алтайска, надо сделать немалый крюк от Чуйского тракта, протяженностью почти в 300 км по узким горным дорогам.

А ведь много десятков лет существовал и более короткий маршрут в ту сторону, по которому проходила скотогонная тропа из Монголии. Это так называемая дорога Иня - Тюнгур, которая даже получила свой индекс в атласе Дорог СССР от 1978 года по номером P373

Я специально нашел атлас дорог СССР, которому больше 40 лет и убедился, что этот участок в 70 км был отмечен на картах еще в те далекие времена, когда уровень автомобилизации страны был на несколько порядок ниже, чем сейчас.

Но каково же было мое удивление, когда и некоторые картографические интернет-сервисы, тот же Google Maps (до недавнего времени) и Яндекс-Карты (еще пару лет назад) чудесным образом прокладывали маршрут из Горно-Алтайска в Тюнгюр по несуществующей дороге.

Почему несуществующей? А потому, что никакой дороги там нет! Только остатки скотогонной тропы вдоль ущелья мощной бирюзовой Катуни, нвы высоте в несколько сотен метров от реки.

История образования этой "Тюнгурской тропы" уходит к началу прошлого столетия, когда молодая советская власть получала помощь от Тывы и Монголии в виде скота. И по этой тропе активно перегоняли скот дальше на Алтай и в Казахстан, ведь как - такового Чуйского тракта еще не было, а движение по нему открылось гораздо позднее.

Уже позднее, после окончания Великой отечественной войны, было принято решение о строительстве на месте тропы полноценной дороги. По некоторым данным, на строительстве тропы были задействованы военнопленные, а строительство велось полностью вручную, буквально выдалбливая в скалах будущее дорожное полотно.

Однако, несмотря на все усилия, задача по соединению Чуйского тракта, который уже функционировал к середине XX - века и Усть-Коксинского района, так и не была выполнена. Дорогу пробили, но приемку Госкомиссии она не прошла. Комиссия посчитала, что движение по такой дороге будет крайне опасно.

В некоторых источниках утверждается, что проектировщики и инженеры даже были осуждены по факту ошибок в проектировании и строительстве дороги, но правда это или нет - уже довольно трудно проверить за давностью лет.

Позднее возникали неоднократные попытки реанимировать этот дорожный проект и именно поэтому, дорога появилась в атласе дорог СССР в конце 1970-х годов. Правда этим планам не суждено было сбыться.

Сейчас непроходимым для автомобильной техники является примерно 25-30 км участок дороги и он доступен с ограничением только для мотоциклов и пеших туристов.

А в 2006 году по остаткам этой дороги смогли пробиться Новосибирские экстремалы буквально протащив на руках здесь несколько автомобилей, возведя несколько мостов и подпорок, оттягивая внедорожники на крутых боковых склонах.

Спустя 13 лет после тех событий, тропа уже вернулась в прежнее состояние и на большей своей части представляет только узкую тропу, по которой и пешком идти очень непросто.

Однако, некоторые навигационные сервисы упорно продолжают строить короткий путь по этой несуществующей дороге до сих пор.

И каково же бывает удивление автопутешественников, когда они приезжают на место и видят вместо дороги перед собой бурную Катунь и осыпавшиеся горные склоны с остатками мостов и подпорок, выложенные из камней.

Я тоже не удержался и побывал в этом месте со стороны Ини. Вполне себе широкая грунтовая дорога постепенно приближается к Катуни, а потом вдоль прижима довольно быстро превращается в тропу.

И несмотря на прошедшие годы, отчетливо читаются следы строительства этой дороги ручным способом - вырубленные в скалах проходы, укрепленные прижимы и выложенные камнями участки тропы.

Такая вот интересная и поучительная история про дорогу - призрак, которая однако спустя полвека продолжает упорно существовать на карте нашей страны.

Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!


Река Северский ДонецДавно это было может году в 2010. Пристрастились мы с Николаем ездить на Северский Донец ловить на фидера лещей . Приеха...
Ни для никого не секрет, что карася привлекают различные необычные запахи. Запах бальзама под названием звёздочка, так же положительно сказы...
При условии, что вафли до этого ни разу не пекла.Но металлический предмет с которым связаны детские воспоминания слишком сильно манил и интр...