Иногда рассматривая карту бывшего СССР мой взгляд фокусируется на очень странных точках и местах, изучая которые, я начинаю испытывать жгучее непреодолимое желание там оказаться.
И этот старый заброшенный железнодорожный вокзал на самой границе СССР и Ирана оказался одним из таких мест. Станция Мегри, про неё я узнал еще лет десять назад и с тех пор решил твердо попасть сюда.
Прошло уже почти 30 лет с распада СССР и руины этого вокзала находятся теперь в другой стране, но здесь мало что изменилось с тех далеких времен.
Спустя десятилетия, это место по-прежнему остается настоящим "космосом" для путешественников и туристов. Всё потому, что добраться сюда весьма непросто и бывают здесь единицы любителей приключений.
До распада Советского Союза, ж.д. ветка Ереван - Баку входила в состав Азербайджанской железной дороги МПС СССР и считалась пограничной железной дорогой.
А сама станция была не просто точкой на карте, а важным форпостом советских пограничников и здесь был пограничный переход в Иран.
Оно и не удивительно, ведь без малого несколько сотен километров полотна было проложено в сотнях, а местами и десятках метров от Советско-Иранской границы вдоль реки Аракс. И каждый пассажирский состав здесь сопровождали пограничники.
СССР был очень закрытым государством и тщательно охранял свои границы и все приграничные территории оказывались большой пограничной зоной с особым режимом доступа.
В те времена, оказаться в этих местах можно было в нескольких случаях - транзитом по пути из Баку в Ереван, поселившись в Мегри, ну или попав служить в пограничные войска.
Теперь все гораздо проще, несмотря, что до забора с Ираном отсюда по-прежнему менее километра.
Самое интересное в таких местах - это сохранившаяся обстановка, артефакты той эпохи и я всегда в глубине души надеюсь найти хоть какие-то обрывки документов или вещей, забытых и оставленных здесь много лет назад.
Вокзал очень неплохо сохранился, хотя и выглядит жутко. Будто бы его поместили в вакуум той эпохи. И перед вокзалом стоит пара локомотивов и вагонов.
Заколоченные окна вокзала словно напоминают, что нет, его не бросили, а временно законсервировали в далеком 1990 году. С надеждой на восстановление движения, которое никогда уже не будет восстановлено.
Полотно разобрали в к середине 1990-х, потом уже Иранцы построили плотину на Араксе и затопили часть полотна на территории Карабаха, да и чтобы попасть в Ереван пришлось бы пересекать территорию два раза линию фронта с Нахичеванской АО Азербайджана.
Пора заглянуть вовнутрь. Прогуливаюсь по залу ожидания и нахожу комнату начальника станции и кассы. Шагнув внутрь натыкаюсь на тяжеленный сейф, в котором лежит стопка пассажирских квитанций.
Немного покопавшись в них, нахожу искомое - пассажирские квитанции на перевозку с Баку до Мегри за 1967 год. Прошло уже более полувека, а эти документы так и лежат нетронутыми.
Осматриваю дальше кипу бумаг - комбинированные бланки билетов, билеты на перевозку военнослужащих. На этой станции это были основные пассажиры и именно здесь был Мегринский пограничный отряд.
Самые поздние бланки билетов датированы 1990м годом и это похоже на правду. Ведь именно тогда здесь рядом бушевал кровопролитный Карабахский конфликт и тогда же прекратилось движение на участке Баку - Ереван.
Теперь эти билетики из далекого советского прошлого уже настоящие музейные раритеты, интересные таким путешественникам как я...
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!