Цена традиций: история невесты, раздавленной грузом кавказских обычаев

История, которую я хочу рассказать, начинается с древней кавказской традиции — свадеб по сговору родителей. В таких браках будущие супруги зачастую были совершенно незнакомы друг с другом. Этот обычай, уходящий корнями в глубокую старину, определил судьбы женщин в моей семье на протяжении многих поколений: моей матери, бабушки, прабабушки и так далее, вплоть до самых истоков этого ритуала.

Бремя наследия

Лично для меня подобная перспектива была неприемлема. Я верила, что брак должен строиться на взаимной любви, глубоком знании друг друга и заботе. Однако мой отец придерживался иных взглядов. На все мои возражения о несправедливости такого порядка он лишь сурово отвечал: «Нельзя нарушать традиции, которые были святы для многих поколений!» И однажды он объявил свой вердикт: «Во вторник у тебя свадьба».
— Что?! — вырвалось у меня.
— Скажи «спасибо», что я прислушался к мнению твоей матери, и вы будете праздновать вместе с женихом, а не порознь, как это было в средние века.

Он упомянул старинный обычай, согласно которому жених и невеста, будучи главными действующими лицами, тем не менее не присутствовали на торжестве вместе. Они отмечали свадьбу раздельно, в кругу своей родни, что символически закрепляло строгое разделение общества на мужское и женское. Этот факт породил во мне горький вопрос: если даже эта часть «священных традиций» со временем изменилась, почему нельзя отказаться от них вовсе? Но спорить с отцом было бесполезно, и я лишь тихо произнесла:
— Спасибо.

Его взгляд, полный недовольства, пронзил меня. «Не скупись на благодарности, — сказал он. — Я подобрал тебе достойного мужа. И будь с ним вежлива. Перейдя в его семью, ты больше не сможешь отлынивать от своих женских обязанностей».

Чужой на своём празднике

Три дня пролетели как один мучительный миг. И вот я уже сижу на собственном свадебном пиру, впервые видя человека, с которым мне предстоит делить жизнь. Мой избранник, Аслан, был значительно старше меня, лет на пятнадцать. Он выглядел опрятно, но сурово. По словам отца, это состоятельный мужчина, способный стать мне опорой. Всё как всегда — выгодный союз для двух семей.

Пока гости веселились, танцевали зажигательную лезгинку и произносили тосты, я чувствовала себя чужой на собственном празднике. Мои мысли витали далеко. Я мечтала о другой жизни — о медленном, трепетном знакомстве, о взаимной симпатии, свиданиях, а лишь потом — о сознательном решении создать семью, основанную на любви и взаимопонимании. Я мечтала о доме, где будут рады детям любого пола, а не только наследнику. Но эти грезы разбились о суровую реальность.

Аслан, заметив мою подавленность, взял меня за руку, пытаясь поддержать: «Осталось немного, держись. Если хорошо постараешься сейчас, то дальше будет проще». Однако его прикосновение и слова вызвали во мне не облегчение, а панику. В его тоне и манерах я с ужасом узнала нравы моего отца. Для меня это означало одно: я обречена стать безропотной служанкой в его доме, живущей в страхе перед гневом мужа, как жила моя мать.

Последний выбор

В отчаянной попытке успокоиться, я машинально потянулась к бокалу, но тут же услышала неодобрительное цоканье языком Аслана. Этот звук стал последней каплей. Вспомнив, что отец приготовил в подарок жениху нашу семейную реликвию — старинный, но острый как бритва кинжал прапрадеда, — я направилась к груде подарков. Я знала, что медлить нельзя.

Найдя клинок, я обнажила лезвие и, прошептав своё самое сокровенное желание, вонзила его себе в грудь. Крики и суета вокруг смешались в далёкий шум. В этот миг я чувствовала не боль, а освобождение. Я была счастлива, что не проведу всю жизнь в рабстве у кухни и чужого настроения. Отец в отчаянии умолял меня выжить, но слышал ли он когда-нибудь мои тихие мольбы?

Моё последнее желание было простым: «Я хочу жить свободной женщиной. Если святые духи существуют, даруйте мне жизнь и семью, не скованную устаревшими традициями и стереотипами. Я хочу жить, но не так».

Так в семнадцать лет оборвалась моя жизнь — жизнь, которую с рождения определили и сковали традиции рода, тяжёлое культурное наследие моего народа.

Обратите внимание: Сопоставил среднюю зарплату и ВВП на душу в России и странах «Большой семёрки». Кому недоплачивают, а кому платят слишком много?.

Больше интересных статей здесь: География.

Источник статьи: Арт-трек «Книжная полка» Года культурного наследия народов России. Традиции народов.


Согласно опросам, многие россияне пока не считают себя поклонниками отдыха на отечественных курортах. Автор статьи признаётся, что и сам отн...
Здравствуйте, уважаемые читатели!Тренируем память в период ограниченийСложная эпидемиологическая ситуация внесла коррективы в наши планы, и ...
Весна в Саратовской области ознаменовалась знаковым событием для всех любителей охоты и собаководства. 31 мая областная Ассоциация охотник...