Топтал садик - женись

Молодых встречали шутками, так было положено. Девушка выглядела растерянной – тоже в полном соответствии с традицией. Подруги затянули песню, а старшая родня недовольно хмурилась. «Топтал садик – женись», - приговаривали со стороны девушки. В этот момент повернуть назад было уже нельзя.

полотно И.Глазунова

Девушка и цветущий сад – у восточных славян эти два понятия были тесно связаны. В древности до замужества жизнь молодой особы протекала, преимущественно, в кругу родни. Дом, в котором она росла, огород и сад – вот и весь её мир. Конечно, бывали и поездки, и посиделки с подругами, но основное время проходило, все-таки, среди семьи. Вот почему в традициях сватовства так много связано именно с домом девушки.

«Вы посмяли шёлковую траву, доломали в саду яблони, пособирали в саду яблоки», - говорится сватам в одном из традиционных свадебных причитаний.

Перед тем, как "уладить дело" в языческой Руси (и много позже) был популярен очень простой ритуал: приехал жених свататься, а семья прятала дочь в саду. Нашёл, смог привести к воротам – значит, сумел добиться своего счастья. Тогда и оглашали на всю округу: «Топтал садик – женись». Иногда при этом ломали яблоневую ветку, тоже как символ - дескать, не шла невеста сама. Пришлось уговаривать, да прилагать усилия.

иллюстрация С.Соломко

Почему в этом обряде была важна именно яблоня – понять нетрудно. Именно она неприхотливее всех, и плодов приносит много. Девушка же в фольклорной традиции, и сама была как сад: беспечно цвела до определённого времени, но настало время давать плоды. А ещё яблоки считали пищей тех, кто уснул навеки. Их приносили к местам погребений, чтобы порадовать ушедшую родню. Невеста, которая собиралась замуж, тоже «умирала» для своей семьи – и заново возрождалась в новой, и в новом качестве. Отсюда эти "яблочные параллели".

Кстати, для праздничного стола молодых пекли особый каравай, украшенный веточками и плодами – тоже символ сада. А когда дожидались появления первого ребёнка, обязательно сажали уже в собственном семейном саду новое дерево. Об этом деревце заботились не меньше, чем о младенце: считалось, что они взаимосвязаны. И после первого купания малыша воду выливали не просто так, а только под «его» деревце.

А вот если девушка или парень не успевали жениться, то их на погребении тоже сопровождала… яблоня. Ветку несли следом, а могли и посадить рядом с местом последнего покоя плодовое дерево.

Обратите внимание: Жительница Бангкока показала в какие клетки посадили детей в садике ради противодействия коронавирусу.

Только была установлена традиция: яблок или слив (смотря, что посажено) оттуда не рвать. Они живым не принадлежат.

полотно Ф. Сычкова

Со временем традиция стала более условной. Прятаться в саду было совсем не обязательно (а иногда при сватовстве девушка вообще не присутствовала), и выражение про «топтал садик» обрело несколько иное значение: уделял внимание девушке, дал понять, что настроен серьёзно – женись.

В каждой местности были свои собственные традиции сватовства: где-то приезжали с предложением строго за полночь, где-то старались, наоборот, явиться пораньше. В одних краях обязателен был венчальный пояс, которым обвязывали молодоженов, в других невесту сажали на специальную кадку, где замешивали тесто, пока ей переплетали волосы. Сотни тонкостей в каждой губернии!

А приехать с предложением можно было не в любой день! Лучшим считалось полнолуние, и желательно, чтобы оно пришлось на чётный день. Удачно – если это совпадало с окончанием работ в поле. И даже если сватам отвечали отказом, это не было поводом опускать руки. К понравившейся невесте приезжали и по два, и по три раза. Ведь иногда ответ «нет» давали специально – чтобы те, у кого «купец», проявили себя щедрее, не скупились на подарки.

фрагмент полотна Н.Пимоненко

Даже в семнадцатом веке в свадебных ритуалах встречается упоминание о свадебном деревце (и снова эта аллегория про сад!). Его несли за молодыми, чтобы наутро, уже после торжества, разломать на веточки и раздать незамужним гостьям – считалось, что так они поскорее выйдут замуж. Деревце украшали лентами, бумажными цветами… почти как современный свадебный букет. Да и его предназначение очень похоже!

Любопытно, что во Франции, в крестьянской среде, тоже была такая особенность свадебного торжества - нести особое деревце перед молодыми. Его называли ещё "дерево невесты", и оно символизировало будущее процветание молодой пары. Как тут не вспомнить "Соломенную шляпку" и миртовое дерево, которое растроганный тесть то и дело вручал своему новоиспечённому зятю? Фильм, конечно, отечественный, но снят по мотивам французского водевиля, Эжена Лабиша и Марк-Мишеля. А написан он был... в 1851 году.

кадр из фильма "Соломенная шляпка" - дерево в руках у тестя

Кстати, попасть на Руси в чужой сад было просто немыслимым делом, и считалось серьезной обидой, нанесенной семье. Наши предки к плодовым деревьям относились как к живым людям, и тщательно оберегали их. Невозможно было просто так срубить здоровое дерево, а ухаживать за яблонями и сливами не позволяли бездетным. Если у мужа и жены после свадьбы долгое время не появлялось потомства, родня не позволяла женщине приближаться к плодовым деревьям – дескать, может им передать свою «не плодовитость».

Ну а если дом полнился новыми и новыми детьми, то в саду такой семьи бывало обычно весело: устраивали качели, там же проводили праздники, до того времени, пока не придет посторонний, «топтать сад». Чтобы посадить, в конечном счете, свой собственный.

#наука #история россии #история #семейные отношения #свадьба #традиции и обычаи разных стран

Подписывайтесь на мой сайт Ника Марш!

Лайки помогают развитию сайта!

Больше интересных статей здесь: География.

Источник статьи: Топтал садик - женись.