Сколько бы я не приезжал в столицу Непала, город всегда встречал жуткой пылью и многоголосым гомоном непальцев. Город буквально наводнён жителями и по узким улочкам они текут реками. Конечно, мы прозвали Катманду муравейником.
Теперь, когда вирус расползся по всему миру, Непал страдает не меньше других, а может быть даже больше. Для Непала, туризм был одной из самых главных статей дохода. Но вот уже полгода как нет туризма, границы закрыты и город постепенно вымирает. Мне прислали фотографии из центра Катманду.
Нет туристов - нет продаж. Помимо самого туризма, который кончился, в городе было много магазинов, торговавших всевозможными товарами для приезжих. От продуктов, до оборудования для восхождения. Прогуливаясь по лавочкам, можно было найти сувениры и подарки на любой вкус, от тибетских танок до экзотических изваяний - божеств.
Местные всё это, конечно же не покупают, зачем? А вот иностранцы с удовольствием расставались с долларами и евро. Теперь владельцы магазинов съезжают, поскольку не могут оплатить аренду площадей.
Что дальше?
Есть надежда что к концу года в Непал можно будет попасть. А пока, что бы был хоть какой-то шанс на выживание, Непал старается открыть границы хотя бы для местных, что бы они могли ехать в арабские страны и там зарабатывать для своих семей в Непале. По сути, непальцы это те же гастробайтеры, как таджики у нас в Москве. Только работают они у арабов.
На всё воля бога.
Сами непальцы довольно спокойно относятся к жизни и к её потере. Это решает бог, считают они. И в переписке со мной, они не жалуются на вирус, не переживают. Их беспокоит отсутствие работы, ведь живым надо кушать. А если суждено погибнуть от болезни, так на, то есть боги и карма. Хорошая карма - будешь жить, плохая карма, значит заберут боги к себе. В общем-то довольно просто и позитивно. Непальцы вообще не склонны драматизировать, тут смерть не конец, а продолжение жизни в ином статусе и состоянии.