Даже в свадебное путешествие мы отправились на машине. Просто сели в старенькую Audi 100 и поехали куда глаза глядят. Это была одна из первых длинных поездок. И дело было 15 лет назад.
С тех пор было много разных путешествий, и боюсь даже посчитать, сколько сотен тысяч километров я проехала.
Исходя из своего опыта, я считаю, что вполне могу раздавать советы, поэтому и сделала этот пост. Надеюсь, кому-то он окажется полезным и поможет избежать неприятностей в автомобильном путешествии.
Одно дело просто поехать за город на выходные, а другое - отправиться в поездку, где вашим основным местом пребывания будет автомобиль. Это в первый день можно на эмоциях и адреналине гнать 1000 километров и чувствовать себя бодро. А если вы уже три дня едете в таком темпе?
Короче, за все годы путешествий я поняла, что оптимальный дневной километраж не должен превышать 500 км. Тогда и ехать не очень тяжело, особенно с двумя детьми, и успеваешь посмотреть достопримечательности по дороге.
Когда дети были маленькие, мы старались дневные перегоны подстраивать под их сон. Получалось, что утром мы гуляем, потом до обеда едем, потом обед и небольшая прогулка - и снова можно ехать до вечера. Сейчас дети подросли и все стало проще; главное, не задолбаться в дороге и получать удовольствие от процесса.
Именно поэтому я очень не люблю четкие тайминги. А если ты на заправке встретишь местного, который посоветует какое-то невероятное место, но с крюком в 100 км? А если что-то случится в пути?
Тут все просто. Везде, где есть люди, можно найти ночлег и еду. А где их нет - можно поставить палатку. При этом я стараюсь чередовать палаточные ночевки с отельными. Например, можно спать две ночи в палатке и одну в гостинице. Тогда не возникает проблем со стиркой и душем. Да и отдохнуть получается лучше. Но знаю людей, которые месяцами живут в путешествии в палатке. Мой личный рекорд - 7 дней.
На крупных трассах всегда можно найти мотели для дальнобойщиков. Они простые и без изысков, но там чаще всего чисто и можно принять душ. А если совсем глухо, то можно напроситься на ночлег к местным. Мы так однажды ночевали в комнате начальницы вокзала в поселке Ерофей Павлович.
С едой тоже все довольно просто. Небольшие магазины и лавки есть почти везде. Кроме этого, сейчас на многих заправках можно неплохо перекусить. К тому же у меня в багажнике всегда набор не портящихся продуктов (консервы и несколько видов круп), вода, газовая горелка и баллоны с газом. Поэтому даже если мы окажемся в дикой глуши, то сможем сварить себе гречку с тушенкой.
Возможно, нам просто везло. Но за все сотни поездок ни разу не было ни одной экстремальной ситуации, в которой была бы какая-нибудь угроза. Некоторые возят с собой биту или какие-то другие средства самообороны, но нам везде попадались исключительно добрые и отзывчивые люди. Даже на трассе Чита-Хабаровск 10 лет назад.
Поэтому перцовый баллончик у меня появился только в этом году. Да и то он предназначался для медведей и волков. Но не пригодился, поэтому теперь ездит в машине. Еще под рукой всегда мультитул и нож. Но это больше не к вопросу безопасности, а к удобству - чтобы можно было резать колбасу во время движения.
Вы едете ночью по безлюдной трассе и внезапно машина заглохла и отказывается ехать. Что будете делать? А если зима? Подобные ситуации я регулярно проигрываю в голове перед поездкой и стараюсь предугадать, какие вещи могут понадобиться, чтобы я и дети чувствовали себя максимально комфортно и могли дождаться помощи. Так у меня в машине появился запас батончиков-мюсли и компактные химические грелки, которые можно класть в ботинки или под одежду.
А если колесо спустило? Точно есть запаска в рабочем состоянии и вы умеете ей пользоваться? А набор гаечных ключей в машине? А огнетушитель? А точно знаете, где именно огнетушитель, и сможете быстро его достать?
Одним словом, у меня в машине обычно ездит набор вещей, которые помогут автономно выживать в лесу в течение недели. Включая палатку, теплую одежду и еду. Нужен подробный список? Поэтому даже если что-то произойдет в пути, то у нас будет время на решение проблемы.
Как не сойти с ума, когда ты проводишь по 12 часов в машине с двумя детьми? Дрессировать детей! Мои ездят с рождения. И в дальние путешествия тоже. Поэтому в принципе не понимают, как можно в машине скакать по салону во время движения, и смиренно сидят пристегнутыми. Сидят, спят, едят. А заднее сиденье становится похожим на гнездо хомяка. Но это издержки. Чтобы как-то развлечься, мы слушаем аудиокниги (детские) и играем в простые словесные игры. А еще можно обсуждать все, что происходит вокруг. Ведь у детей всегда очень много вопросов!
Были ли у меня какие-то приключения и поломки в пути? Боюсь вас разочаровать, но кроме пары пробитых колес все всегда было по плану. Иногда план немного менялся, но ни разу не было, чтобы машина прям встала на трассе и пришлось ждать помощь. Точнее, было один раз. Но не в России :)
А вообще, знаете что самое сложное в путешествии? Просто выйти из дома и поехать. Чаще всего и подготовка никакая не нужна. А из необходимых вещей можно просто взять с собой пластиковую карточку с деньгами :)