Ночёвка выше облаков. История о том, как развлекаются суровые мужики в походах.

Место действия: Непал, вершина пика Гокио (5360).
Время действия: Утро следующего дня, после ночи проведённой в палатке.

Память на такой высоте работает избирательно, что-то действительно важное, мгновенно забывается, зато несущественные мелочи помню отчётливо до сих пор.
На следующее утро после ночёвки, когда солнце уже начинает припекать, накладывая дополнительный стереоэффект на горняшку, я согнувшись собираю палатку, а Лёша, коллега по восхождению, где-то рядом.
Вдруг, над нами раздаётся на чистом русском:
"Ну и как спалось на этой высоте?" Медленно, потому что резко нельзя, поднимаю голову - стоят какие-то ребята. На вершину пожаловала свежая порция туристов, у них акклиматизационный выход. У меня нет лишних сил, связать пару слов, всё уходит на сборку палатки, что я и продолжаю делать. А Лёша выдаёт короткую фразу, которая мне и запомнилась: "Отвратительно, отвратительно спалось!"

Идея.
Идея переночевать на такой высоте (5400 метров) родилась у меня давно, ещё пару лет назад, когда я карабкался по склонам этого пика. Тогда я подумал, что проще один раз залезть на вершину и переночевать, чем подниматься и спускаться два раза, чтобы встретить и рассвет и закат.
Когда мы уже были под Пиком, Лёша мне высказал мысль, а не проще ли подняться, и потом спуститься? А когда придёт нужное время, ещё раз сбегать на вершину. Я знал, что такое подъём на Гокио Пик и Лёшину идею отверг.

Путешествие на верх.

Поскольку вверх мы ходим не так быстро как вниз, мы решили что выйти нам надо пораньше. И  не потому, что мы не любим поспать, напротив, очень даже любим, но в то время, когда ночь сменят сумерки, хотелось оказаться повыше. Учитывая наш общий темп, мы вышли из гостиницы в три ночи. В гестхаусе я с большим  удовольствием топал трекинговыми ботинками по полу, будя соседей, которые до позднего вечера шумели и орали на всю гостиницу. Насладившись произведённым эффектом, мы вышли в темень. На улице холодно, сыро и нихрена не видно. Сонный мозг протестовал против  такого вандализма над телом. Не спеша начали подъём.
С первых же шагов началась знакомая отдышка и боль в забитых мышцах. Во время частых остановок я оглядывался назад и видел огни в окнах домов, складывалось такое ощущение, что мы стоим на одном месте и до вершины никогда не дойдём.

Спустя какое-то время, мы начали различать всякие линии и предметы, светало. А через минут 15-30 можно было идти без фонариков, теперь вокруг нас царила голубоватая мгла, и обернувшись, можно было увидеть горы.

Ночёвка выше облаков. История о том, как развлекаются суровые мужики в походах.

И вот с этого момента, наше продвижение на верх практически прекратилось. Было понятно, что встретить рассвет на самом верху не представляется возможным, и мы предались созерцанию красоты на том месте, где нас застал первый свет. Мимо нас сперва пробежали спортсмены. Эти парни явно к чему-то готовились - их восхождение на пик было в буквальном смысле стремительным! А потом потянулись маленькие и большие группы туристов, и всех их мы пропускали, делая вид, что фотографируем, а на самом деле, нихрена я не фотографировал, за Лёшу не буду говорить, он-то снимал. Было красиво, и мне этого было вполне достаточно.

Палатка.

Планируя это путешествие я долго размышлял о том, какую палатку стоит с собой взять. И  решил, что в данном случае подойдёт довольно универсальное решение - не лёгкий и крепкий, и крайне дорогой дом для альпинистов-одиночек, а добротный дом, которым можно будет воспользоваться и в других путешествиях, например в Карелии. На первый взгляд, палатка которую я выбрал (хантенгри-3) тяжёлая. Но у нас были портеры, а трёшку я брал из расчёта, что нас наверху может быть довольно много. Но, по разным причинам, в путешествие отправились мы вдвоём.
Палатку, спальники и прочие вещи нам закинули портеры, они весло и с песенками забежали наверх, скинули рюкзаки, сказали "намасте" и убежали вниз. Нам пришлось изрядно попотеть, прежде чем мы нашли более или менее приличный пятачок под нашу большую палатку.

Ночёвка выше облаков. История о том, как развлекаются суровые мужики в походах.

На солнце, в палатке было невыносимо жарко, и это на высоте 5400! Зато, виды оттуда открывались невероятные! В двух метрах от выхода из тамбура отвесный обрыв, лететь можно долго и со вкусом. А дальше, за обрывом высятся горы....

Ещё одна забава! Мой походный высотомер в часах. Иногда он безбожно обманывал, иногда говорил с точностью до метра. Например, на пике мне пришлось корректировать высоту примерно на 100 метров, а когда мы были возле известного отеля на высоте 3888, он чётко показал 3888. В целом, часы пригодились, они показывают не только высоту и время, в нём есть барометр, и по его поведению можно было делать краткосрочные прогнозы.

Но вот наступил вечер, облака стали подниматься выше. Настал наш звёздный час! Я закинул в палатку всё ненужное и отправился искать лучше виды. Со скал был виден и наш дом - на фоне суровых гор он выглядел одиноким оранжевым пятнышком, но в этом жёлтом пятаке было столько тепла и уюта! Это же наш дом!

Ночёвка выше облаков. История о том, как развлекаются суровые мужики в походах.

А потом наш звёздный час кончился. Минут за пять всё затянуло облаками и начался туманный вечер. Только на минуточку, один раз облака соизволили опуститься чуть вниз, и я увидел светящиеся горы! Посмотрел? И хватит!

Ночь.
Ночь - это не всегда так здорово и приятно, как бывает, когда вы дома, рядом друзья или близкие, и всегда есть что перекусить и чем запить. Нет, у нас было что выпить - воды мы взяли, и сэндвичей купили, плюс варённые яйца и сникерсы (боже, ну и дерьмо!) Другого там не было. Но дело не в том, что еда у нас была хреновая, а дело в горняшке. Ночью, высоко в горах, когда человек ложится спать, она, как правило, и приходит.
Лёша спал, только похрапывал, а меня накрыло. Нет, я не пел песен и не блевал по округе, просто дико болела голова, и никакие таблетки не помогали. Иногда я проваливался в сон - это были короткие минуты забытия, потом я просыпался и от нечего делать читал на телефоне книгу. Каждый раз сон длился не больше 15-20 минут, а потом лежишь в палатке и болеешь. Чтобы хоть как-то стало легче, под голову положил фоторюкзак и трекинговые ботинки. Сделал так, чтобы голова была повыше, и это принесло некоторое облегчение, ну а в остальном Лёшина фраза про то, как мы ночевали, очень точно описывает моё состояние.

Утро.
Лёша выполз первым и сказал: "Туман". Ну и отлично, простонал мой мозг, я пока полежу, и тут же провалился в сон. Правда, вскоре я очнулся и понял, что светает, а через тамбур было видно, что на небе вот-вот засветятся облака. Тут я, конечно, нашёл в себе силы и выполз на улицу. Были ещё сумерки, всё очень хорошо просматривалось,  а вокруг, мать-мать-мать...

Ночёвка выше облаков. История о том, как развлекаются суровые мужики в походах.

Выбрался и обалдел. Посмотреть действительно было на что! Под ногами, из глубокого ущелия поднимался туман. Вскоре он заполнил все окрестности и поверх облаков остались плавать только вершины. Подобные картинки я видел только из окна самолёта, а тут впервые, облака чуть ли не касались моих ног. Можно было сидеть, вдыхать свежий, разряженный воздух и наслаждаться моментом. Вот вам и ответ на вопрос, зачем люди прутся в горы? Вот за этим и идут, что бы так посидеть на вершине, и помедитировать. Других то мест нет, только тут, в горах ))

Потом был спуск, были десятки километров трекинга, Лукла, самолёт в Катманду, горячий душ и Москва. Прошло время, воспоминания слегка затёрлись, но осталось ощущение восторга от природы Гималаев и желание кок нибудь повторить!

PS: фотография палатки с Лёшей, на память!