Столица сразу двух государств, окруженная крепостными стенами с мощными бастионами, с узкими мощеными улочками, многочисленными храмами и памятниками средневековой архитектуры, с восточными базарами и фешенебельными бутиками - все это Никосия.
Добавим к этому стену, перегородившую город в 1974 году на две части, турецкую и греческую и получаем абсолютный сюрреализм.
Впервые я оказался в Никосии в 1995 году и прекрасно помню любимый аттракцион для туристов - щель в стене, через которую можно было увидеть оккупированную часть города. К щели выстраивалась очередь, а для пущего антуража рядом дежурили строгие военные, запрещавшие что-либо фотографировать.
Сегодня ничего подобного нет, вы можете не просто пройтись вдоль стены на всем ее протяжении, но даже пересечь границу на турецкую часть. Один из девяти пропускных пунктов открылся посреди никосийского "Арбата", улицы Ледра.
Еще несколько лет назад про город можно было сказать, что он забуксовал где-то в далеком прошлом. Но сегодня все стремительно меняется. Спешите в Никосию, пока в ней остаются места, где время остановилось!
История гласит, что Никосии почти 4000 лет, но в том виде, в котором мы видим ее сегодня, город возник лишь к 1570 году под властью венецианцев. Именно они построили все эти крепостные стены и рвы вокруг старой части города. Венецианские стены имели общую протяженностью более 5 километров. Добавим к этому 11 бастионов и получаем одну из мощнейших крепостей всего Ближнего Востока. Считается, что Никосия была образцом военной архитектуры XVI века. Там целая коллекция технологий, знаменующих начало эпохи ренессанса в конструировании фортификаций. К примеру, размещение ворот вблизи бастионов позволяло лучше защищать сами ворота во время осады. Отказавшись от облицовки верхней части стены камнем, инженеры увеличили способность стены поглощать удары от пушечных выстрелов.
Но от судьбы на уйти и в 1570 году Никосия пала после достаточно непродолжительной осады османов. Как в 400 лет спустя, в 1974 году, турки и тогда неожиданно атаковали город и взяли его штурмом раньше, чем защитники города успели завершить строительство всех задуманных фортофикаций. Османы захватили бастионы практически без боя, и они оставались в таком виде вплоть до Британской эры правления на острове. Кстати, именно с тех пор берет начало "Кипрская проблема", ведь будучи под властью османов, на Кипр перебрались десятки тысяч турок с материка. До того момента остров был исключительно греческий с легкой примесью венецианских торговцев и военных.
Мы приехали сюда из Кирении, заехали куда-то в хитросплетение улочек и оставили машину здесь, отправившись далее гулять пешком -
Оказалось, что прямо за углом был один из шедевров Никосии, Кафедральный Собор Св.Софии, нынче превращенный в мечеть Сулемийе -
Шикарные здесь кафе, скажите?
Караван Сарай Бийюк-Хан -
Вскоре выходим к пограничному переходу в греческую часть Никосии. Все процедуры здесь предельно просты: даете паспорт, они вносят его в базу данных и вперед, минуту все это занимает -
Прямо на переходе отличный туристический офис с массой абсолютно бесплатных и подробных карт Северного Кипра -
Метров сто нейтральной территории -
Греческий пост -
И сразу же начинается пешеходная улица Ледра, местный "Арбат" -
Во дворах скрываются детские площадки -
Кстати, в старой Никосии много примеров британской минималистской архитектуры начала XX века. Эти здания нельзя назвать шедеврами архитектуры, но они чрезвычайно интересны для настоящих ценителей -
В последние годы на Кипре обосновалась внушительная община сирийских беженцев. Их много и они компактно заселили целый квартал метрах в двухстах от центральной улицы Ледра -
Фамагустские ворота крепости -
Отдельного интереса заслуживают улочки, непосредственно прилегающие к границе с турецкой частью Никосии. Несколько лет назад здесь была разруха и горы мусора и никто здесь не жил с 1974 года. Теперь все стремительно меняется. Городские власти вкладывают средства в реставрацию исторических зданий и люди вновь потянулись в эти места -
К счастью, давно заброшенные бункера эпохи противостояния -
Граница пересекает древний город прямо по центру, кой-где через бастионы. Часть бастиона может быть под контролем турок, а часть в руках греков -
Следы войны -
Кафе в заброшенной электростанции -
Автомобили, забытые в 1974 году на нейтральной территории меж двух линий заграждений -
Вечереет и мы возвращаемся назад, на турецкую часть, где нас ждет автомобиль -
Никосия безумно интересна! В этом отчете мы не обошли и половину всех достопримечательностей древнего города, на это явно недостаточно одного неполного дня. И самое главное: спешите посетить этот город, пока он не превратился в еще один "туристический пряник" с бесконечными сувенирными магазинами и толпами туриков с авоськами