Праздник в столице и будни в глубинке
Недавно Республика Карелия отметила свой столетний юбилей. По телевидению, в газетах и на радио звучали поздравления, показывали новые объекты вроде спортивного комплекса в Петрозаводске. Однако никто не рассказал о жизни простых людей всего в 60 километрах от столицы региона, не говоря уже о совсем отдалённых поселениях.
Мне довелось побывать на турбазе около деревни Важинская пристань. Удивительно, но здесь есть электричество и даже мобильная связь. Однако в самой деревне нет магазина, и чтобы купить продукты, местным жителям приходится ехать в соседние населённые пункты.
Сезонные контрасты
Летний пейзаж здесь ещё можно назвать относительно приятным, но зимой, как я себе представляю, картина становится суровой и безрадостной.
Местный юмор и объявления
Жители деревни находят поводы для шуток даже в такой обыденной вещи, как местные объявления.
Островки порядка среди запустения
Не все дома выглядят заброшенными. Некоторые ухоженные строения лишь подчёркивают общую картину обветшания и запустения вокруг.
На берегу Святозера стоят несколько старых, но симпатичных с виду домиков. К сожалению, у меня не было времени зайти внутрь и пообщаться с жильцами. Обычно местные не сразу открываются путешественникам. Но, вероятно, в этих домах царит уют и порядок. Кое-где даже работали газонокосилки, а люди приводили свои участки в опрятный вид.
Туристическая реальность и местная фауна
Слева видно нечто, напоминающее туристический отель. При ближайшем рассмотрении он выглядит довольно аскетично — скопление старой утвари и ветхих вещей. Однако жизнь здесь точно кипит: местные гуси, которых друзья в шутку назвали «деревенскими гопниками», атакуют любого прохожего, будь то взрослый или ребёнок. Они даже попытались клюнуть мой ботинок.
Летняя жизнь у озера
Пока стоит лето, вся жизнь здесь сосредоточена вокруг озера. Люди ездят на рыбалку. Вдалеке на воде виднеются сети — похоже, здесь ещё работает рыболовное хозяйство, и, возможно, даже занимаются разведением рыбы. Значит, какая-то деловая активность здесь всё же сохранилась.
Следы прошлого
Прогуливаясь по единственной улице, мы насмотрелись на разрушающиеся бараки. По словам местного таксиста, их построили здесь после войны.
Детство в деревне
Мы даже видели пару детей. Кто-то приезжает сюда как на дачу, привозит детей на лето. Все развлечения сводятся к поездкам с отцом на рыбалку или катанию на велосипеде по местным холмам и дорогам.
Связь с внешним миром
Когда-то по всей стране проводили телефонизацию. Телефонный аппарат есть даже в этой глуши.
Символ угасания
На самом краю деревни, у знака «Важинская пристань», стоит последний полуразрушенный дом. Он словно символизирует не только конец территории деревни, но и, возможно, будущего этого населённого пункта.