Буквально месяц назад СМИ писали, что лидер Северной Кореи то ли болен и при смерти, то ли уже отправился в мир иной. Передачу руководства страны прочили его сестре, но на этой неделе он снова здоров и бодр, и, как пишут СМИ,
Иными словами, граница между обеими Кореями как всегда на замке или же, все-таки, грядут перемены?
Кстати, а вот как эта самая граница выглядит -
Начну с того, что относительно этой границы есть несколько туристических мифов: первый гласит о том, что граница проходит по 38 параллели, второй - что смотреть границу надо в местечке Panmunjeom в 50 км к северу от Сеула.
Истина же состоит в том, что граница между двумя государствами вытянулась почти на триста километров и увидеть ее можно во многих местах (необязательно ехать на бутафорский туристический "аттракцион" под Сеулом да еще и платить за это неслабые деньги, что делают 99% всех туристов посещающих DMZ), а что касается 38 параллели - на самом деле граница проходит вовсе не по ней, поскольку по итогам Корейской войны 1953 года стороны произвели обмен территориями: КНДР получила часть западного сектора южнее 38 параллели, а южане получили часть восточного сектора севернее 38 параллели. Гляньте на карту, где проходит 38 параллель и станет очевидно, что она имеет скорее политическое, нежели географическое значение.
Чтобы попасть с утра на границу, я решил заночевать неподалеку, в крохотном городке Кансон, что в 20 километрах от пограничного забора. В сторону границы раз в час ходит местный автобус, который заезжая в каждую деревушку, в итоге доезжает до КПП, после которого начинается закрытая военная зона. По мере приближения к границе автобус пустеет, в конечном итоге вы остаетесь его единственным пассажиром -
Вот и конец пути, здесь автобус разворачивается и едет назад. А любителям границ придется примерно полтора километра идти пешком по обочине дороги -
Забор справа тянется вдоль побережья на протяжении почти 100(!) километров. Дело в том, что в 1996 году несколько южнее, в районе портового города Донгхэ села на мель северо-корейская подводная лодка. Не желая сдаваться в плен, капитан приказал высаживаться на берег и с боем прорываться по суше назад в КНДР, до которой около 100 км по прямой через горы и леса. В ходе сего безумного рейда "товарищей", преданных делу Чучхе, погибло около двух десятков невинных граждан, отдыхавших на пляжах, и солдат южно-корейской армии, прибывших на место инцидента по тревоге. В конечном итоге все "северяне" были уничтожены. С тех пор Южная Корея понастроила заборов на сотни километров, герметично закрыв пляжи. Выглядит несколько удручающе, но таковы местные реалии.
Мимо то и дело проносятся военные машины -
Отель, отрезанный от пляжей колючей проволокой, выглядит странно -
Минут через 20 прогулки по обочине дороги, вышел прямо на армейский КПП, где, во-первых, нельзя фотографировать, а, во-вторых, дальше нельзя идти пешком. Солдаты сказали, что следует идти в Information center, что в пяти минутах ходьбы и получить там разрешение на пребывание в пограничной зоне. Сказано - сделано. Меня записали в сайт, мне пришлось заплатить 3000 вон (примерно 2,8 доллара) некоего сбора, а затем мне сообщили, что перемещаться пешком внутри пограничной зоны тоже нельзя. Что же делать? Никаких экскурсий тут не проводится, никаких шаттлов тоже нет. Грешным делом я подумал, что нормальные туристы не жужжат и едут на бутафорскую границу возле Сеула, а я понимаешь ли вечно ищу "оригинальные" решения. В этот момент за разрешением обратился местный кореец с машиной. И я попросил его сделать одолжение и подбросить до смотровой площадки внутри пограничной зоны. Тот с радостью согласился, после чего мне выдали разрешение и позволили двигаться дальше. Ура!
На КПП военные проверяют каждый проезжающий автомобиль, заглядывая в багажники и под днище (посредством зеркала), кроме того, разумеется, требуют разрешение на пребывание -
И вот все проверки позади, после КПП и до границы как таковой остается всего 5 километров, но пешком тут перемещаться не позволяют военные, ссылаясь на наличие мин. А то что вы видите ниже, это противотанковые блоки, под которыми в случае необходимости выбиваются опоры и громадные глыбы перекрывают проезд -
Между КПП и границей таких вот противотанковых штуковин штук семь -
Вскоре приезжаем на смотровую площадку и далее я уже могу гулять самостоятельно -
Впрочем, особенно гулять некуда. Граница расположена буквально впритык; видите небольшой ручей внизу? Он является южной границей DMZ, а непосредственно КНДР начинается менее чем в километре к северу, там где линия забора поворачивает вправо, к берегу моря. А между ручьем и изгибом забора и есть та самая демилитаризованная зона, или сокращенно DMZ -
Тут мне удалось подобраться к границе чуть ближе -
Вы заметили железнодорожную линию, связывающие Южную Корею и КНДР? Полотно совсем свежее, ниже отдельно затрону этот и пару других удивительных нюансов -
Друзья, знаете что меня всерьез удивило? Нет, вовсе не заборы и не мистическая близость КНДР (в конечном счете можно туда съездить в организованный тур из Китая и Владивостока, если не жаль пару тысяч долларов). Удивило и поразило усиленное строительство южанами автострады по три полосы в каждую сторону, обрывающуюся прямо перед DMZ. Кроме того строятся мощные терминалы, парковки на тысячи машин, какие-то хозяйственные здания. Все вокруг перерыто десятками экскаваторов и бульдозеров. При этом на той стороне границы ничего такого нет, совершенно серо и скучно; исключая несколько сторожевых вышек вообще ничего нет. Задается вопрос, с какой целью южане что-то здесь строят? Кому нужна тупиковая автострада по три полосы в каждую сторону? Тут закрытая военная зона, тут нет населенных пунктов и ездить совершенно некуда. Создается ощущение, что южане к чему-то активно готовятся, скорее всего к скорым переменам в КНДР, в результате чего возникнет потребность в трансграничной инфраструктуре.