Взгляните на карту Израиля в южной ее части, где тянется ровная как стрела граница с Иорданией от Красного моря до Мёртвого моря. Там вытянулась сухая и пыльная пустыня Арава, где расположено порядка десяти киббуцов (фермерских хозяйств), выращивающих овощи и фрукты. Поразительно, но эффективность такова, что всего десять(!) хозяйств не только обеспечивают потребности самого Израиля, но и ухитряются заполнять прилавки российских и украинских супермаркетов. Без воды, без нормальных почв, без дождей.
В 1994 году, в результате подписания мирного договора между Иорданией и Израилем, произошел обмен территориями. Граница здесь проходила по руслу сезонной речки Арава, по которой мутные потоки, сошедшие с гор после дождей, в итоге достигают этих мест и текут в направлении Мертвого моря. Такое случается всего несколько раз в год и только зимой, а летом это пересохшее русло. Так вот, по руслу этой с позволения назвать реки и проходила граница. С израильской стороны освоение пустыни Арава началось в конце 50-ых годов, на иорданской ничего нет по сей день. Добавим к этому состояние войны, существовавшее между странами вплоть до 1994 года и получаем следующий результат: израильтяне, с целью обезопасить прилегающие к границе поселки, захватили стратегические точки на иорданской стороне границы. Это было давно, пятидесятые годы, точной демаркации границы не существовало, русло реки сдвигалось то туда, то сюда. Со стороны Иордании действительно осуществлялись набеги и нападения, достаточно упомянуть убийство 11 пассажиров автобусе Эйлат-Тель-Авив в 1954, о чем рассказывалось в статье "Самая опасная дорога Израиля".
Позиция Израиля только на первый взгляд казалась безусловно проигрышной (как иначе обосновать самовольный захват 400 кв.км территории соседнего государства?), но был и еще один нюанс. В 1922 году, когда и Палестина и Трансиордания являлись частью британского мандата, то условная, административная граница между ними не была достаточно четкой. Как и в случае с границей Израиля с Египтом в Табе, граница была прочерчена британцами карандашом по карте с плохим масштабом. В результате, когда ООН принимала решение о создании Израиля, граница так и осталась "условной". Поскольку страны находились в состоянии войны, то о переговорах о демаркации границы не могло быть и речи.
Израиль в целом признавал, что контролирует часть иорданской территории в пустыне Арава и был готов оттуда уйти. С другой стороны, из-за нечеткости британской административной границы 1922 года, было неясно, должны израильтяне отступить до русла сезонной речки Арава, или до линии самой низкой точки долины. Кроме того, при любом раскладе на иорданской стороне оставалось до 50% всех посевов и теплиц упомянутых поселений и фермерских хозяйств.
В конечном итоге, подписав мирный договор в 1994, обе страны наконец-то определили границу раз и навсегда. В результате Израиль признал за Иорданией порядка 300 кв.км территории в Араве (те изначально требовали вернуть 400 км.км), те в свою очередь признали за израильтянами несколько небольших участков земли возле поселков Хацева (на карте 1), Эйн-Яхав (2) и возле поселка Цофар (на карте обозначен как "3"). Самым же интересным нюансом стало то, что на территории, которая отошла к Иордании после мирного договора, расположено несколько поселений. Не самих поселений с домами, а их плантации и фермерские хозяйства. Новая граница прошла в считанных сотнях метров от таких поселков, как: Хацева, Яхав, Лотан и другие. Так вот, взамен на согласие Израиля возвратить Иордании упомянутые территории, в текст мирного договора внесли следующий пункт "...спорная часть израильских хозяйств остаются под контролем Израиля, но под формальной юрисдикцией Иордании". Согласитесь, звучит очень расплывчато? На практике это означает, что ничего не поменялось. Иорданцы обязаны обеспечивать порядок и безопасность на этой территории, но при этом не вправе чинить какие-либо препятствия любого характера (таможенные, пограничные, налоговые) израильтянам.
Кроме того, территориальный "аппендикс" в районе поселка Цофар (3), находящийся относительно глубоко внутри иорданской территории, сдается Израилю в аренду на 25 лет с возможностью продления договора. Была даже назначена символическая сумма аренды, в районе условного 1 доллара в год. Как вы понимаете, не в сумме дело, а в самом факте аренды. Израильтяне спокойно обрабатывали свои поля в этом аппендиксе, связанном с территорией Израиля трехкилометровой дорогой через Иорданию, окруженной минными полями.
В 1994 году Израиль покинул занимаемые ранее иорданские земли в Араве, сдвинув все укрепления и сторожевые башни на 5-7 километров вглубь своей территории, на линию новой границы. Но сельскохозяйственный анклав принадлежащий поселку Цофар остался в Иордании и сельчане продолжали туда ездить все эти годы, вплоть до вчерашнего дня, 30 апреля 2020.
Пару лет назад я побывал в этом странном месте посреди пустыни. Межправительственный договор позволял израильтянам беспрепятственно проезжать через иорданскую территорию на свои поля. Никаких паспортных проверок, никаких пограничников.
Теперь все это закончилось. Продлевать договор аренды Иордания отказалась и сегодня анклав окончательно вернулся соседям. Жители поселка Цофар плакали, ведь почти 70 лет они обрабатывали эти земли, умудрившись из безжизненной пустыни сделать цветущий сад. И сейчас все это погибнет, поскольку иорданцы даже не собираются продолжать развитие сельского хозяйства в пустыне.