"Самолеты улетели, а люди остались". Заехал на заброшенную авиабазу ВВС РФ на границе с Европой и не понимаю как там…

Некоторое время назад я рассказывал про заброшенную авиабазу на которую совершенно случайно наткнулся во время своего недавнего путешествия по Северо-Западу России.

Но это была только часть репортажа, а вот продолжение про настоящее и будущее гарнизона я сейчас и расскажу.

В таких местах главное правильно выбрать время года. Мрачная и серая осенняя погода, как нельзя лучше дополняет постепенно проявляющуюся перед глазами реальность этого забытого богом места.

Свернув на плохенькую и разбитую бетонку с полумертвого шоссе, всего через несколько километров появляются остатки внешнего периметра бывшего авиационного гарнизона с полуразрушенным и заколоченным КПП.

Оказавшись в этом месте такое ощущение, что из пустых зияющих чернотой оконных проемов начнут выпрыгивать жуткие зомби.

Благо, что вокруг этих мест топи, болота, а летом еще летает и кусает всякая насекомая нечисть.

Зайдя в темное полуразрушенное здание клуба, так и ожидаешь услышать за спиной жуткий утробный рык или вой, словно из дешевого голливудского фильма-ужасов. Но нет - это не фильмы - ужасы, а наша российская реальность.

Сейчас уже трудно представить, чем же был обусловлен выбор этого места под гарнизон и военный аэродром.

Но именно здесь в болотах Псковской области, недалеко от Чудского озера в конце 1930-х годов и появились первые военные летчики и первый бомбардировочный полк.

Осенью и зимой тут еще ничего, но летом, скорее всего сущий кошмар от живности.

Несколько позднее, к началу 1960-х годов, сюда перебазировался 722 отдельный истребительно-бомбардировочный авиационный полк, образовался полноценный гарнизон, который получил свое название - Смуравьёво.

На вооружении полка сначала стояли Миг-15, потом Миг-17, Су-7, Миг-23.

С 1975 по 1989 год этот полк считался лидерным полком по эксплуатации Миг-27, а с 1990 года и до момента ликвидации авиабазы здесь были Су-24 и Су-24М.

Но кроме военного аэродрома здесь был отстроен и немалый авиационный гарнизон. Жилые дома, клуб, кафе-ресторан,госпиталь, дом офицеров, школа, детский сад и даже свой стадион.

Численность гарнизона доходила в лучшие времена до 2,5 тысяч человек. Да и помимо авиационного полка здесь базировался ОБАТО (отдельный батальон авиационно-технического обеспечения) и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) , где проводился ремонт авиационной техники.

Похоже, что это был настоящий центр жизни в этой части Псковщины, которая после Великой Отечественной Войны считалась отнюдь не процветающим регионом, а вполне себе вымирающим и неперспективным.

Тем не менее, в гарнизоне жизнь шла своим чередом. Офицеры служили, самолеты иногда летали, да и люди жили.

В 2009 году во время оптимизации и реформы Вооруженных Сил РФ, настал через оптимизации ВВС РФ.

С "легкой руки" тогдашнего министра обороны, "эффективного" менеджера в штатском - Сердюкова, под "нож" пошли десятки авиабаз по всей стране.

Не удалось избежать участи эффективной "оптимизации" и этой авиабазе.

Самолеты вместе с офицерами улетели на новое место базирования в Мончегорск в укрупненный авиа-центр, семьи летчиков и наземный персонал также переместились в новый гарнизон, а этот военный аэродром как - бы законсервировали. Официально он так и числится уже десять лет в состоянии консервации.

Вот только гарнизон продолжал числиться на балансе Министерства Обороны еще долгих 5 лет вместе с военными пенсионерами, которым уезжать оказалось некуда.

Пять лет без финансирования со стороны Министерства Обороны это сильно. Муниципальные органы ничего сделать не могут, а военные не хотят - авиабазы уже нет, так что...

Правда, чтобы остатки законсервированного имущества ненужного аэродрома не растащили, здесь осталась небольшая военная комендатура для охраны и ТЭЧ, на которой не спеша начали распиливать списанные Су-24.

«Пилите Шура, пилите, она золотая!» (с) Золотой теленок

Когда распиливать Су-24 закончили, сюда стащили различную законсервированную списанную аэродромную технику, чтобы она не спеша догнивала под открытым небом.

В 2014 году Министерство Обороны, наконец, договорилось с Псковской областью и передало на баланс муниципалитета этот бывший авиационный гарнизон с семьями военных пенсионеров.

Вот только досталось муниципалитету все не в самом лучшем виде - изношенные инженерные сети и коммуникации, заброшенные здания, аварийные панельные пятиэтажки.

Проехав вглубь бывшего военного городка и ужаснувшись условиям жизни или вернее, существования брошенных здесь военных пенсионеров, направился уже дальше к территории бывшего внутреннего периметра гарнизона, где располагался штаб, учебка, казармы, склады.

Формально, это так и остался внутренний периметр.

Потому что на дороге, вдруг оказался действующий КПП с хлипким тощим солдатиком, который сидел в своей будке и видимо немного замерзал.

Ну раз проехать нельзя, значит можно пройти - вместо забора вдаль уходила запорошенная асфальтированная дорожка с редкими следами. Оставил машину и пошел прогуляться.

Удивительное дело, но тут в некоторых местах сохранились фонари, которые даже работали. Но из нескольких десятков зданий, признаки жизни были только в паре зданий - котельная и подстанция, да и казарма.

Остальные здания судя по степени разрушений, стоят в покинутом состоянии уже с десяток лет, с того момента как расформировали авиабазу.

Заглянул в бывшую медсанчасть, в здание, похожее на штаб, в бывшие склады - тоска и уныние.

Неужто есть надежда, что этот гарнизон сможет обрести вторую жизнь?

На многих военных аэродромах на Северо-Западе страны, которые попали под закрытие в 2009-2011 годах уже не только нет остатков гарнизонов, но и даже разобраны плиты на ВПП.

Но здесь на аэродроме в КДП (контрольно-диспетчерском пункте) даже горит свет, а рядом стоит сиротливо легковой автомобиль. Да и на территории ТЭЧ, где собран автохлам, также горят прожекторы. Наверное охраняют гнилой металлолом, чтобы не растащили.

Тем, кто охраняет этот законсервированный объект, служить здесь невероятная тоска. Не осталось ничего. Пара жилых домов, магазин и все. Как здесь можно выживать пенсионерам я тоже не понимаю.

Лет 7 назад в этих местах даже перестал ходить поезд Гдов - Питер и ветка Гдов - Сланцы была не просто законсервирована, а скорее уничтожена.

Печально все это наблюдать, путешествуя по нашей стране. Очень печально. Насколько я понимаю, военные эксперты уже осознали, что массовое укрупнение авиационных баз, которое было в конце 2000-х и закрытие в этой связи множества военных аэродромов было ошибкой.

Но разрушать не строить. Сначала СССР ввалил миллионы рублей в строительство многих десятков ВПП и аэродромов по всей стране, потом мы успешно все это ликвидировали, а сейчас пришли к пониманию, что эти аэродромы нужны и поэтому надо их строить заново.

Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!




Закрыть ☒