Некоторое время назад, в компании хороших знакомых за кружкой крепкого чая, произошел у меня довольно забавный и жаркий разговор.
А тема была интересная - позитивные тенденции в строительстве дорог на территории нашей необъятной страны и скорого будущего в виде электромобилей, Tesla и всего сопутствующего.
Скажу сразу, что дело происходило в Москве и большая часть людей из компании если и путешествовала по России, то только самолетами или бывала на раскрученных туристических локациях.
Послушал я аргументы своих собеседников и рассказал им небольшую историю про то, почему нам не грозит в ближайшем будущем не только нашествие Tesla, электромобилей, электробусов, но и электрогрузовиков.
Дело все в том, что площадь нашей страны 17,1 млн. кв. км., население около 144 млн. человек, а протяженность всей дорожной сети на конец 2016 года (по данным Росавтодор) всего 1,66 млн. км, а дорог с твердым покрытием не более 1,16 млн. км (или чуть более 69%), а остальное грейдеры, грунтовые дороги и сезонные зимние ("зимники").
Но самое интересное в другом. Если посмотреть данные Росстата за 2016 год, то Камчатка, Якутия, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО и Чукотский АО занимают площадь в 5,2 млн. кв. км или почти 35% территории нашей страны. Только вдумайтесь, что 5 регионов страны занимают треть территории РФ.
А плотность покрытия сетью дорог с твердым покрытием (асфальт и грейдер) на трети страны не превышает 15,3 км на 1000 кв. км территории. А проживает на этой территории почти 1,9 млн. человек.
Все очень просто - значительная часть населения из этих 1,9 млн. чел. просто не имеет доступа к круглогодичным автомобильным дорогам с твердым покрытием.
По плотности сети автомобильных дорог мы даже уступаем нашим ближайшим соседям в СНГ.
Тогда закономерен следующий вопрос, а какие же там дороги на этой трети страны в подавляющем большинстве? А вот такие как на всех фотографиях в этой статье.
Такие дороги называются - зимниками.
Зимники - это временные (сезонные) дороги по болотам, рекам, тундре и вечной мерзлоте.
Обычно зимники начинают ставить в ноябре-январе и действуют они до марта-мая в зависимости от широты и региона.
Протяженность некоторых зимников может достигать 1 500-2 000 километров. Один из таких наиболее известных и протяженных зимников в стране - федеральный зимник "Арктика". Это единственная дорога по которой можно попасть на автомобиле в самый восточный регион страны - Чукотку. Действует этот зимник обычно с января по май, но бывают годы, когда он открывается только в марте и тогда это настоящая чрезвычайная ситуация.
Этот зимник берет свое начало на федеральной трассе "Колыма" посредине между Якутском и Магаданом, а заканчивается в арктическом поселке Черский в 80 километрах от Чукотки.
На этом зимнике расстояние между улусами(районными центрами), где есть хоть какие-то признаки цивилизации и заправка по 500-700 километров.
А между улусами нет ничего кроме тайги, тундры и дикой природы. Никакой связи, никаких поселков, никаких кафе, теплых туалетов, людей. Абсолютно ничего.
Представляете в таких условиях эксплуатацию электромобилей или иностранных тягачей и грузовиков? Да здесь даже бензиновым автомобилям крайне сложно и без запаса топлива в канистрах они не выходят на зимник.
Но настоящие опасности в другом. В разгар зимы - это сильнейшие морозы, который порой достигают 60 градусов в районе Верхоянского хребта и хребта Черского, коварные наледи на реках и озерах, а весной добавляются многодневные метели и пурга.
Даже суровая отечественная техника не выдерживает таких условий эксплуатации.
И тогда полевой ремонт происходит в таких суровых условиях. Наши УРАЛы и КАМАЗы водители за годы работы в таких условиях уже научились восстанавливать из подручных запчастей, которые можно достать в каждом поселке чуть ли не за "бутылку водки".
А как быть с иномарками от Volvo, MAN, Iveco, DAF, которые не приспособлены к таким условиям работы?
Как нам рассказывали обычные мужики, работающие по 6-7 месяцев на зимниках Якутии и Чукотки, полноприводные грузовые тягачи Iveco, Volvo, MAN просто не выживают в таких условиях даже одного сезона.
У них разрывает карданы, умирают коробки передач, а дизельные двигатели после заправки из гаражных емкостей глохнут от осадка и примесей в дизельном топливе.
Ждать запчастей приходится неделями и месяцами, стоимость запчастей запредельная, а в конце зимнего сезона, когда вскрываются многочисленные озера, реки и ручьи, приходится преодолевать водные преграды с глубиной брода до 2 - 2,5 метров.
Тут никакие иномарки не выдерживают.
Вот и приходится по - привычке использовать полноприводные КАМАЗы и старые "уставшие" УРАЛы. Многие из них собраны из запчастей "доноров", отслуживших свой срок много лет назад.
Но чаще это бывают доноры из числа утонувших автомашин или перевернувшихся на зимниках. Восстанавливать такие экземпляры не имеет смысла, а на запчасти сойдет.
Фотографии, которыми со мной поделились водители с Чукотки и Якутии и которыми я делюсь с вами, наглядно показывают, какие направления вместо дорог у нас на Крайнем Севере.
И по этим направлениям идет поток грузов в "северный завоз" по многочисленным поселкам и даже городам нашей Арктики.
Везут топливо, оборудование, стройматериалы, продовольствие. Следующий шанс завезти все необходимое будет только летом с открытием речной и морской навигации.
Но в многие поселки даже летом с навигацией не удастся доставить все необходимое, особенно если поселки вдали от судоходных рек или моря.
Один рейс у этих настоящих мужиков может длиться месяц и даже полтора, если они идут в труднодоступное село, а машины ломаются.
Если поломка случается в конце зимы, то бывает, что машины бросают на зимнике до следующего сезона. С наступлением новой зимы возвращаются с запчастями, ремонтируют на месте и едут дальше. Либо разбирают на запчасти.
Тут же представил как будут бросать нежные иномарки или автомобили на электродвигателях.
Можно, конечно, предположить, что в нашей стране стремительно увеличиться скорость строительства дорог с твердым покрытием и тогда наступит новая эра.
Но пока это утопия и мечты. Уже почти 10 лет говорят о том, что начато строительство продолжения федеральной автотрассы "Колыма" на Чукотку с перспективой её доведения до Анадыря.
Но скорость строительства этой дороги настолько ничтожна, что по самым оптимистичным оценкам её доведут до Чукотки не ранее, чем через 30-40 лет. Да и там настолько глухие места и сложный рельеф, что стоимость строительства дороги просто запредельная. А ко многим якутским поселкам скорее всего при нашей жизни круглогодичных дорог не будет никогда. Тот же Депутатский, Батагай, Тикси, Среднеколымск и Зырянка...
Вот такая она правда о настоящих дорогах на Крайнем Севере и настоящих автомобилях, которые там работают и ездят. Нет, иномарки, конечно попадаются, например у Канадских компаний. Но это исключение и в обозримом будущем там так и будут ездить старые, проходимые и неприхотливые УРАЛы да КАМАЗы...
Если вам интересна тема зимних дорог и Арктики, еще несколько моих репортажей на эту тему:
Чукотка. Про суровые дороги, не прощающие ошибок
Чукотка. Про коварные дороги арктического лета
Как работают водители дальнобойщики на Чукотке
Как выглядят настоящие русские мужики - гвозди бы делать из этих людей
Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!