Феномен белорусских заводов, оставшихся со времён СССР – почему это на 100% социальный проект

Всем привет!

Было бы неправильно сказать, что ситуация в Республике #Беларусь полностью успокоилась, хотя протестное движение в форме акций, митингов и т.д., ощущение, ослабевает. Однако в обществе продолжается дискуссия, которая всё чаще затрагивает экономические вопросы, в частности, перспективу белорусских предприятий-гигантов, доставшихся стране "в наследство" от СССР.

Беларусь, кстати, все эти предприятия сохранила.

Речь идёт о таких всемирно известных брендах, как #МТЗ, #МАЗ, #БелАЗ, "#Беларуськалий", "#Атлант" (бывший МЗХ, или Минский завод холодильников) и многие другие.

Оппоненты действующей власти утверждают: государственные белорусские предприятия малоэффективны или неэффективны в принципе, убыточны, они устарели и смысла в их дальнейшем существовании нет. Предлагают приватизировать, продать, словом, снять с баланса государства и отдать частному бизнесу.

Вот тогда, мол, заживём.

Белорусское руководство говорит о том, что приватизация в принципе возможна, но – за нормальные деньги, а не за копейки, как хотели бы многие инвесторы, и при соблюдении главного условия – сохранения рабочих мест. Ведь очевидно, что новый собственник может "попросить" людей на улицу.

Феномен белорусских заводов, оставшихся со времён СССР – почему это на 100% социальный проект

Я не экономист, не бизнесмен, а потому не беру на себя право оценивать экономическую эффективность работы белорусских госпредприятий. Но, пообщавшись со многими экспертами из мира экономики – я говорю не о тех, кто просто считается экспертом, а имеет реальную степень, звание, научные труды и т.д. – прихожу к выводу: проблемы на предприятиях действительно есть. Как правило, речь идёт о недостаточной модернизации, неэффективном управлении, загруженности складов.

В то же время было бы абсолютно неправильно утверждать, что весь белорусский реальный сектор проблемный. Предприятие на предприятие не приходится. Многие из них весьма успешны. Так, белорусские тракторы, БелАЗы, холодильники, телевизоры и много чего еще продаются по всему миру. Спрос на них действительно есть.

Поделюсь своим личным опытом.

В 2010 году я купил самый простой и дешевый белорусский холодильник, сделанный на "Атланте". По своим характеристикам он сопоставим с современным Atlant MXM 2835-90:

Так вот, за 10 лет холодильник ни разу не сломался. Максимум проблем с устройством, который я имел: в одном месте отошла резинка да вышел из строя ящик для овощей. Но даже при всем желании производителю нельзя за это предъявить какие бы то ни было претензии.

Другой пример: моя бабушка уже два года пользуется телевизором Horizont. Вообще без нареканий.

Наверняка найдутся те, кто "Атланту" предпочел бы холодильник "Бош", а "Горизонту" – "Самсунг" или, скажем, "Сони". Мол, дизайн лучше, функциональнее и т.д. Но белорусская техника стоит, как правило, значительно дешевле западных и восточных аналогов при довольно приличном качестве. И лично для меня это очень весомый аргумент. Я, может, в 2010 году тоже не отказался бы от "Боша". Но купил дешевый "Атлант", сэкономил и в итоге остался доволен.

Так что призывы закрыть госпредприятия явно лишены смысла.

Нужно обратить внимание и на ещё одну очень важную функцию, которую выполняют крупные белорусские госпредприятия.

Попробую проиллюстрировать свою мысль на примере гордости Беларуси "БелАЗа" и американского конкурента "Катерпиллера". Оба – крупные производители горнодобывающей техники.

Итак, показатели БелАЗа за 2018 год:

  • число сотрудников – около 11 000 человек,
  • оборот – около 1,15 млрд долларов,
  • чистая прибыль – около 165 млн долларов.

А теперь показатели "Катерпиллера":

  • число сотрудников – 101 000 человек,
  • оборот – 55 млрд долларов,
  • чистая прибыль – 6,15 млрд долларов.

Таким образом, чистой прибыли на БелАЗе за 2018 год на одного работника приходилось около 15 тыс. долларов. В "Катерпиллере" тот же показатель – около 61 тыс. долларов. То есть в четыре раза больше. Американский конкурент мог бы заработать за год столько же, сколько "БелАЗ", и для этого ему понадобились бы всего 2700 сотрудников.

Феномен белорусских заводов, оставшихся со времён СССР – почему это на 100% социальный проект

Вопрос дня: можно ли было бы увеличить прибыль "БелАЗа", сократив число работников в четыре раза?

Думаю, со временем при условии должной модернизации предприятия – вполне. Но куда денутся 8000 сотрудников? Будут сидеть без работы и денег.

Ведь фактически сейчас государство обеспечивает их всех стабильной заработной платой (может, не самой высокой, но по меньшей мере 800-1000 рублей, или около 25 тыс. RUB, в месяц они получают), предоставляет социальные гарантии. А что такое 8000 работников? С учетом семей получаем порядка 23 000 человек, получающих средства к существованию.

Если посмотреть в масштабах целой страны, получается: некогда советские заводы, которые Беларусь сохранила, сегодня обеспечивают средства к существованию для сотен тысяч человек.

Действительно, на 100% – социальный проект.

Спасибо за внимание! Ставьте лайки и подписывайтесь в раздел.




Закрыть ☒