В детстве многие мальчишки мечтали стать космонавтами, пилотами или на как-минимум машинистами поездов. Но давно уже ушли в историю времена, когда профессия "машинист поезда" была престижной и хорошо оплачиваемой.
Хотя в моей памяти еще живы воспоминания о том, как дед рассказывал про свой трудовой путь на железной дороге. Он начинал еще помощником машиниста паровоза во время Великой Отечественной Войны, а уходил на пенсию уже очень опытным машинистом тепловоза с хорошей зарплатой и последующей хорошей пенсией.
В прошлом репортаже я рассказывал как проехал на самом медленном пассажирском поезде в России:
А раз оказался на такой любопытной экскурсии, решил воспользоваться моментом и немного поговорить о трудовых буднях обычного машиниста, о престиже профессии, зарплате и многом другом.
После многочисленных реформ МПС, а затем и РЖД, на железной дороге изменилось многое.
Мои собеседники из локомотивной бригады уже не один год на железной дороге, одному слегка за сорок, второму нет и тридцати.
По их словам, а я намеренно не буду называть их имен, престиж профессии машиниста серьезно упал в последние годы.
Да, стабильная работа и неплохая по меркам провинции заработная плата, но вместе с тем все более ужесточающиеся регламенты труда и усиливающийся контроль над "рулевыми" поездов. Раньше работать было значительно проще.
Я был немного удивлен, что бригады работают на этом пригородном маршруте Октябрьской железной дороге в командировках. Три дня здесь и три дня дома на Псковщине в нескольких сотнях километров отсюда.
Живут же в командировке они не в гостинице и не в служебных квартирах, а в станционной постройке, которая больше напоминает бытовку.
Добираются до места работы на таком же пригородном рельсовом автобусе РА1 и это время не включено в рабочие часы. Также как не включено обучение, сдача экзаменов и курсов повышения квалификации - это все только в выходные дни.
Места командировок они не выбирают, куда поставят в рабочий график туда и поедут. Но им нравится работать здесь на рельсовых автобусах РА1. Тихо, комфортно и спокойно. На тепловозах хуже, там постоянный шум, они ломаются и приходится их ремонтировать в "полях", а еще более напряженный режим.
Всегда интересовало, какие поезда более престижно водить и какие более тяжело. Ответ был ожидаемый - более престижно, но и ответственно - это пассажирские поезда. А более тяжелый труд - это грузовые составы.
Но порой скучно, особенно когда выполняется рейс по малодеятельным линиям, как в этот раз.
Ну и самый главный вопрос, конечно, уровень заработных плат за такой труд.
У машинистов, так же как и у водителей, есть права и категории. Чем больше открыто категорий, тем выше заработная плата. И конечно, заработная плата отличается на разных дорогах.
В провинции, зарплата ниже, чем у их московских и подмосковных коллег, а уровень жизни и цены по многим статьям выше чем в Москве.
Средняя зарплата у машиниста пригородного поезда здесь около 50-60 тысяч рублей. Признаться я был удивлен таким невысоким цифрам. Конечно, это значительно выше, чем средняя зарплата по Тверской или Псковской области, но почти в два раза ниже, чем у тех же машинистов поездов в московском метро.
Но работа парням нравится, а это самое главное. И дело даже не престиже и не в зарплате, а в том, что они заняты любимым делом...
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!
#россия #вокзалы