"Сейчас пройдет водовозка, зальет водой дорогу, потом укатаем волокушей снег и через пару суток здесь будет автобан".
Большинство обычных автомобилистов, кто не бывал на севере, услышав такую фразу от "дорожников" зададутся вопросом, а что здесь вообще происходит?
Кто додумался строить и ремонтировать дороги водой и снегом? Сейчас расскажу в общих чертах про эту интересную технологию.
А между тем, это обычная технология строительства зимних дорог на северных территориях не только в нашей стране, но и в ряде других стран, такие как США и Канада.
Особенно в этом деле преуспели Канадцы и они такие дороги постоянно строят на севере своей страны. У нас в стране тоже есть такая дорога, построенная канадцами:
Север очень непрост в освоении и строительство круглогодичных дорог с твердым покрытием здесь очень трудоемко и чаще всего экономически не целесообразно. Поэтому на большей части северных районов нашей страны строят временные зимние дороги, действующие 4-6 месяцев в году.
Упрощенно говоря, зимники бывают разные: дикие,низовые, верховые. Самые тяжелые для движения - дикие или стихийные, представляющие их себя обычную колею в тайге или тундре. По такому зимнику скорость редко поднимается выше 5-10 км в час, а сотню километров можно преодолевать даже неделю или две в зависимости от погоды.
Дальше идут низовые зимники. Тяжелая техника (бульдозеры) прочищают снег до промерзшего грунта и временная зимняя дорога после этого представляет собой снежный коридор. Такие зимники можно строить довольно быстро и без серьезных финансовых затрат.
Но после каждой пурги их необходимо прочищать заново. Скорость же движения на таких зимниках редко превышает 20-30 км в час, а движение по такому зимнику происходит по выматывающим и людей и технику тундровым или болотным кочкам.
И, наконец, самые технологичные зимние дороги - верховые зимники. Это настоящий ледовый автобан, который строится в несколько этапов.
Сначала место будущего зимника расчищают и трамбуют волокушей - бульдозером с привязанной трубой, балкой или чем-то аналогичным.
Дорожники выжидают некоторое время пока затвердеет снежный наст и начинают заливать дорогу водой из обычных бочек. Для этой операции обязательно нужен крепкий мороз. Воду берут из многочисленных озер вдоль будущей дороги.
За водовозками пускают обычные трактора с волокушами, чтобы они разравнивали кашу из снега и воды. Так, слой за слоем начинает формироваться будущий верховой ледовый зимник. Аналогичная технология применяется при намораживании ледовых переправ для повышения их грузоподъемности.
Шаг за шагом будущая ледовая дорога начинает подниматься над тундрой и ей уже не страшны многочисленные пурги в этих краях. Снег на такой дороге долго не задерживается и обычно сдувается в тундру, заметая только самые низины.
Но здесь, как и на любой дороги тоже возможны ямы и выбоины от эксплуатации. Ремонтируют их точно так же. Заливают водой и трамбуют снегом. Все как у нас в средней полосе, где присыпают асфальт и крошку в дыры.
На Чукотке канадский зимник позволяет держать скорость до 90-100 км на протяжении почти 500 км между Певеком и месторождениями.
На Ямале такие зимники встречаются также на месторождениях и скорость на них несколько ниже, выше 60-70 км в час ехать уже страшновато. Дорожники здесь тоже бывают халтурят и можно попасть в ямку и вылететь в тундру.
Подписывайтесь в раздел, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!