В эти дни на Ближнем Востоке происходят фундаментальные события, равным которым не было со времен подписания мирного договора Израиля и Египта в 1978 году. Я имею в виду сближение Израиля и нефтяных монархий Персидского залива, в первую очередь Эмиратов, Саудовской Аравии и Бахрейна, но также не секрет что в самое ближайшее время к ним присоединится Султанат Оман. Речь идет об установлении полных дипломатических, экономических, туристических и что еще важнее – стратегических отношений.
Как путешественник я не без радости слежу за ситуацией, поскольку через месяц-два уже полетят в Тель-Авив эмиратские и бахрейнские авиакомпании, такие как Эмирейтс, Этихад, Флай Дубай, Галф Эйр. В свою очередь, все эти арабские государства уже открыли свое воздушное пространство для авиакомпаний Израиля, что сократит полеты из Тель-Авива в Азию в среднем на 2-3 часа, поскольку раньше они были вынуждены облетать Саудовскую Аравию либо беря на север до Турции и затем над Грузией и Казахстаном, либо лететь вниз над Красным морем и пролетев Йемен поворачивали на Индию.
А ведь было время и его прекрасно помню, когда в Эмираты не только не впускали граждан Израиля, но и даже наличие у вас в паспорте израильской визы вело к отказу во въезде в Эмираты. Тоже самое касается Бахрейна, Омана и Саудовской Аравии. Это было всего 10 лет назад.
Естественно, что премьер-министр Биньямин Нетаниягу скромно приписал эти достижения лично себе и кстати завтра он вылетает в США для подписания мирных договоров с Эмиратами и Бахрейном, гарантами которых выступают американцы и лично Трамп.
Но мы с вам понимаем, что дело не только и не столько в Нетаниягу. Как и версия о том, что Израиль и арабы стали сближаться из-за угрозы Ирана тоже не является основной причиной. Сорок лет существует в Иране исламистский режим аятолл и саудиты с дубайцами как-то сосуществовали с Ираном без участия Израиля, что же случилось?
Турция как растущая проблема всего Ближнего Востока
На мой взгляд, дело не только в Иране, но в последнее время главной проблемой Ближнего Востока стала Турция, которая под властью Эрдогана взяла курс на агрессивный пантюркизм и распространение своего влияния не только на Ближнем Востоке, но и на Кавказе и в Средней Азии. Если вы помните, то в 2010 году турки выслали так называемую флотилию мира в Сектор Газа, но по факту при попытке израильских пограничников досмотреть пришедшее из Турции судно “Мави Мармара”, те отказались подчиниться требований военных остановить судно и позволить его досмотреть, а затем, когда военные высадились на судно с вертолетов – напали на них с холодным и огнестрельным оружием. В результате инцидента на турецком корабле погибло 9 граждан Турции, а столько же израильских военных получили ранения различное степени тяжести. С этого момента отношения Турции и Израиля стремительно стали портиться, турки отозвали посла, разорвали многие торговые соглашения и контракты.
Израильтяне попытались как-то уладить инцидент, полагая, что это досадное недоразумение, а вовсе не часть нео-османской политики Эрдогана и даже согласились выплатить компенсации семьям убитых на корабле турок. Но это ничего не поменяло, отношения Турции и Израиля так и остались враждебными, а посол Турции, отозванный еще в 2010 году так и не вернулся в Тель-Авив до недавних пор. Да и той злосчастной “Мави Мармарой” проблемы Израиля и Турции не закончились, поскольку в прошлом году спецслужбы Израиля провели серьезную зачистку в арабской части Иерусалима и закрыли целый ряд про-турецких организаций, которые прикрываясь гуманитарной миссией распространяли идеи радикального ислама среди палестинских арабов. Эрдоган ответил на это весьма агрессивно, выступив в ООН и назвав Израиль оккупантом и раковой опухолью на теле исламского мира.
Таким образом, мы с вами понимаем, что дело не в конкретном судне “Мави Мармара” и не в каких-то подставных турецких организациях в Иерусалима, все это четкие признаки нового курса Анкары, направленного на завоевание симпатий палестинцев, якобы Турция на их стороне. Затем именно турки организоваЛи акции протеста против Израиля в целом ряде арабских государств, в первую очередь в Иордании, Сирии, Ливане.
Думаете, Эрдоган действует исключительно против Израиля? Вовсе нет. Помните свержение Мубарака в Египте в 2011? К власти тогда пришли радикальные исламисты “Братья Мусульмане”, во многом спонсируемые и поддерживаемые кем – естественно Турцией. Продержавшись год у власти, египетские исламисты прежде всего открыли Египет для наглого и беспардонного вмешательства Турции во внутренние дела этой арабской страны. Параллельно начались репрессии против египетских силовиков и интеллектуалов, не принявших исламистов как легитимную власть. Позже, когда произошел по сути военный переворот и исламисты были свергнуты и объявлены вне закона в Египте, первым делом были фактически разорваны все отношения с Турцией. Были арестованы все турецкие эмиссары и засланцы, а отношения с Анкарой сведены к минимуму, будь то торговые или дипломатические. Египтяне очень четко дали понять, что второй Османской империи не будет и турок они на земле Египта не потерпят.
Сейчас, как вы знаете, отношения Турции и Египта пробили второе дно, я имею в виду войну в Ливии, куда и Турция и Египет направили войска, причем президент Египта, Аль-Сиси четко заявил, что если для восстановления порядка в Ливии потребуется нанести удар по турецким войскам в этой стране – Египет сделает это.
Про вторжение Турции в Сирию и Ирак мы с вами прекрасно знаем и понятно, что арабские государства считают турок враждебной силой, пытающейся восстановить былое влияние Османской империи.
Но экспансия Турции опять же не ограничена Сирией, Ираком, Израилем и Египтом. Точно также Турция все больше угрожает интересам тех же саудитов, Эмиратов и Бахрейна с Оманом. И угрозу со стороны Турции эти государства считают более реальной, чем все что связано с Ираном.
Я вас плавно подвожу к тому, что сближение Израиля и монархий Залива не случилось вдруг и оно не является заслугой Нетаниягу. Это серьезные геополитические процессы на Ближнем Востоке, которые активизировались в последнее десятилетие и они должны были привести к чему-то подобному. На наших глазах создается блок государств, которые хотят остановить Турцию – это прежде всего и во-вторых, более эффективно сдерживать Иран. Такое сближение было неизбежным и сейчас мы его наблюдаем уже на вполне официальном уровне.
Долгие годы Израиль, зажатый врагами со всех сторон, рассматривал относительно нейтральную Турцию как самого важного стратегического партнера на Ближнем Востоке. А в девяностых годах отношения Турции и Израиля были на своем пике, это были годы правления президента Сулеймана Демиреля, в те годы у двух стран прямо происходил медовый месяц. Торговый оборот стремительно рос, военное сотрудничество и контакты по линии спецслужб достигли небывалого уровня и казалось, что это будет отныне и навсегда. Но все закончилось ровно в тот момент, когда в Турции стали активнее поднимать голову два фактора: радикально-исламский и пан-тюркистский, в результате чего мы имеем сегодня Эрдогана.
Как тут не упомянуть про Азербайджан? Обязательно упомянем. В Баку повторяют как мантру “евреи и азербайджанцы дружат тысячелетиями” и что “в Азербайджане никогда не было антисемитизма”. Мы не будем сейчас иронизировать насчет тысяч лет дружбы евреев и азербайджанцев по причине того, что термин “тысяча” неприменим к государству, созданному в 1918 году, а до того в Азербайджане проживали разрозненные кочевые племена не имевшие никакого отношения к горским евреям, которые живут в горах Кавказа как минимум полторы тысячи лет, а до того они пришли из Персии. А вот с отсутствием антисемитизма на той территории, которая сегодня в границах Азербайджана я безусловно согласен. Равно, как не было антисемитизма в Грузии и в Армении, как не было его например в Узбекистане, Индии или Японии.
Нет дружбы Израиля и Азербайджана, а есть прагматический союз в отношении иранской угрозы
Израиль и Азербайджан связывают вполне конкретные стратегические вещи, в первую очередь общая угроза в виде Ирана. Напомню, что Израиль стал второй страной мира после Турции, которая признала независимость Азербайджана от СССР и открыла посольство там в 1992 году. Как вы думаете, что в первую очередь сделали израильтяне, едва им удалось согласовать с едва зарождающимся независимым Азербайджаном открытие посольства в Баку? Правильно, их интересовала возможность размещения в этой стране необходимой инфраструктуры мониторинга ситуации в соседнем Иране. Напомню, что Иран через своих сателлитов в виде Хизболлы в Ливаны и Башара Асада Сирии серьезно угрожал еврейскому государству, но сам Иран был почти недосягаем для Израиля. Надо было создать базу в непосредственной близости от иранцев, чтобы восстановить баланс сил и в случае необходимости позволить Израилю нанести ответный удар по Тегерану.
Кто окружает Иран? С запада Ирак – враждебное Израилю государство, далее Турция которая имеет свою политику с Ираном и израильтян туда не подпускала, потом идет Армения – это пророссийский игрок и тоже не допустит Израиль, далее Азербайджан. С другой стороны Каспия у нас Туркменистан имевший вполне стабильные и дружественные отношения с Ираном, далее враждебный Израилю Пакистан и с юга страны Персидского залива, также враждебные Израилю.
Распад СССР и внутренний конфликт в Азербайджане (имею в виду как карабахский конфликт, талышскую проблему, так и претензии Ирана на часть территории Азербайджана и нефтяные месторождения на Каспии) позволили Израилю прощупать и найти слабое звено. Этим слабым звеном оказался в те годы слабый и разрозненный Азербайджан, нуждавшийся в союзниках. Даже в таких сомнительных и неприемлемых для мусульманского мира союзников, как еврейское государства.
В свою очередь Азербайджан остро нуждался в лоббировании своих интересов в Вашингтоне для противодействия армянскому лобби и также хотели получить от Израиля доступ к новейшим вооружениям. Сделка была абсолютно чёткой, циничной и продуманной до мелочей. Нам нужна база против Ирана, а вам нужная поддержка в Вашингтоне и оружие. Также, на более позднем этапе возник проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (меду прочим, он носит имя Гейдара Алиева), немалая часть нефти по которому поступает в Израиль посредством танкеров и разгружается в портах Хайфы и Ашдода. Этот проект был критически важен для Азербайджана, поскольку избавлял от необходимости прогонять свою нефть через российские нефтепроводы. Сегодня более 80% всей нефти Азербайджана прокачивается через этот нефтепровод, затем заливается в танкеры в турецком порту Джейхан и отправляется в те, или иные страны, включая Израиль.
Кстати, сегодня мало кто вспомнит, что еще в середине девяностых Гейдар Алиев надеялся использовать перспективу перехода трубопровода через Карабах и Армению в качестве стимула для возвращения Нагорного Карабаха. Тем более, что это сократило бы протяженность трубопровода а несколько сотен километров и не было бы необходимости платить Грузии перегонку нефти через их территорию. Но власти Армении отказались, поскольку видели в этом угрозу национальной безопасности, ведь азербайджано-турецкий нефтепровод и сопутствующая ему политическая и экономическая экспансия турок означали бы быструю потерю Арменией своей независимости, не говоря уже о потере Карабаха.
И еще одна интересная деталь – изначально трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан должен был соединиться посредством проходящей по дну Средиземного моря трубы с израильским городом Ашкелон, откуда берет начало уже существующий трубопровод в Эйлат на Красном море. Предполагалось, что таким образом азербайджанская нефть получит доступ на рынки Африки и Азии. Но этому проекту не суждено было реализоваться.
В чем заблуждаются выходцы из Азербайджана живущие в Израиле?
Но вернемся к так называемой дружбе Израиля с Азербайджаном. Сегодня многие израильские евреи, выходцы из Азербайджана высказывают сожаления, что даже Армения открыла посольство в Израиле, а Баку так много говорит о дружбе с Израилем, но за 30 лет дружбы так и не открыл посольство в Тель-Авиве. Израильтяне выходцы из Азербайджана наивно полагают, что отсутствия посольства Азербайджана это досадное недоразумение, но стоить напомнить Ильхаму Алиеву и он скажет “Ой, совсем забыл, спасибо что напомнили, уже бежим открывать”.
У этих людей сильная ностальгия, по советскому прошлому, по красивому и дружелюбному городу Баку, где и вправду в мире и согласии жили азербайджанцы, евреи, русские, армяне, лезгины. Но вся эта романтика осталась в далеком прошлом. Стареющее поколение выходцев из Азербайджана в Израиле не знают и не понимают, что современный Азербайджан это не их дом, в котором они выросли при СССР. Из моего общения с выходцами из Азербайджана создалось ощущение, что многие из них вообще не посещали Баку с того момента, когда эмигрировали оттуда в начале девяностых.
При этом, эти люди были искренне расстроены тем, что я критикую режим Алиева, ведь, по их словам, все было так хорошо в Азербайджане и начинают мне рассказывать, что в их дворе жили евреи, азербайджанцы, армяне, русские. Не могут эти люди понять и принять, что нет больше там никаких армян, нет практически евреев и от некогда миллиона русских осталось немногим более 150 тысяч, преимущественно пожилых людей, ибо русская молодежь по мере сил уезжает в Россию. Также, эти люди не знают, что в Азербайджане десятки тысяч политзаключенных, не знают про борьбу правящих кланов, не хотят знать про тотальную нищету царящую за пределами вылизанного и красивого Баку.
Между тем, отсутствие азербайджанского посольства в Израиле это одно из проявлений того, что никакой дружбы не было и нет. Есть совершенно конкретные и прагматичные связи по части противодействия иранской угрозе. Но это все лирика. Мы же вернемся к суровой политике.
Почему с арабами по пути, а с азербайджанцами в тупик?
Азербайджан сегодня на международной арене – враг Израилю. Баку делает все возможное, чтобы соблюсти свой интерес от связей с Израилем, но при этом не раздражать Иран и Турцию. Причем, Турцию даже в первую очередь. Поэтому, официальный Баку постоянно выступает на всех международных площадках против Израиля, включая внезапно яростное сопротивление открытию посольства США в Иерусалиме, шаг, который Ильхам Алиев назвал покушением на интересы народа Палестины.
Так вот, сближение Израиля с монархиями Персидского залива очень сильно обесценит важность Азербайджана для еврейского государства как единственной базы для контроля за Ираном. Теперь для Израилю открывается целый необъятный Аравийский полуостров и даже возможность контроля над Ормузским проливом, важнейшей артерией через которую иранские нефть и газ экспортируются в страны Азии. В той же степени укрепление отношений с арабскими монархиями Залива позволит израильским силовикам закрепиться буквально в подбрюшье у Ирана.
Второй аспект – закупать саудовскую нефть проще и дешевле, чем азербайджанскую по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Саудовские нефтепроводы закачивают нефть в соседнюю Иорданию, откуда уже существующие, но в данный момент бездействующие нефтепроводы ведут в Ливан и Израиль.
И третий аспект, Азербайджан более не является единственным и незаменимым союзником в регионе, чье согласие на размещение там израильских баз так много стоит. Важность Азербайджана сейчас резко начнет понижаться, ведь у Саудовской Аравии и Эмиратов куда больше и денег, и влияния и возможностей. Они не боятся открыть посольства в Израиле, в отличии от Азербайджана.
Ну, а последний резкий крен правящей верхушки Баку в сторону Турции и вовсе указывает, что Израиль не просто так ускоряется в сближении с арабскими монархиями. Вне всяких сомнений, отношения с Турцией будут и далее ухудшаться, а вслед за ними мы увидим охлаждение в отношениях с Азербайджаном, который все более превращается в придаток Турции, во всем следующий ее политике.
Взгляните на это видео, где кратко и по пунктам рассказывается, почему для Азербайджана плохо сближения Израиля и арабских монархий: