Вот уже шестой год находится в белорусской тюрьме незаконно осужденный писатель, краевед и патриот Беларуси, Александр (Алесь) Юркойть. Мы с ним провели в одной камере минского СИЗО-1 Володарка около месяца. И я вам могу сказать, что это из лучших людей, что я знал в жизни. Он помогал и поддерживал всех нас, он был сильный и мужественный, несмотря на все происходящее. Власти арестовали его еще в 2015 году и 2 года держали в минском СИЗО, обвиняя якобы в взятках на таможне Каменный Лог на границе с Литвой, где он работал. Я читал его дело, я лично видел все документы - абсолютно ничем не обоснованные и бездоказательные обвинения, ничуть не лучше, чем азербайджанцы вешали на меня "призывы к нарушению территориальной целКостности Азербайджана". Алесь Юркойть не занимался политикой, он просто считал, что белорусский народ должен сохранять свою культуру и язык. И что народ должен быть свободным. Он не ходил на демонстрации и не состоял ни в какой оппозиции.
Просто хотели посадить его коллег на таможне и потребовали, чтобы он дал против них показания за преступления, которые те никогда не совершали, либо как минимум Алесь не имел об этом информации. За что ему предложили повышение по службе, добавив, что так работает система. Но он не просто отказался, но и придал огласке данный инцидент. После чего был немедленно арестован и сам осужден на основании клеветнических показаний другого коллеги, который и вправду немедленно пошел на повышение.
Удивительно интересный и образованный человек. Мы обсуждали геноцид тутси в Руанде, русско-японскую войну 1905 года, религию (он католик) и атеизм, человеческую подлость и мужество. В значительной степени Алесь сделал меня и других ребят в камере сильными. Он нас убеждал, что наш дух свободен всегда, а заточив тело в четыре стены они ничего не смогут с нами сделать. Сейчас я вижу его спокойное лиц на суде, добрую улыбку и я понимаю, что он выше всего этого. Он выше своих судей, выше толпы лукашенковских шестёрок, выше всех тех, кто убивает его страну.
Когда 7 февраля 2017 дверь камеры распахнулась и бугай крикнул "Лапшин, с вещами", имея в виду экстрадицию в Азербайджан, мы не успели выпить традиционного чаю, как делали это всегда, когда кто-то куда-то уходил. Я успел пожелать Алесю скорее вернуться домой и тот ответил: "А я дома, ты же знаешь Саш, они могут сломать наше тело, но не волю".
Алесь отрицал свою вину и был приговорен к 7 годам лишения свободы, сейчас он находится в колонии №3 Витьба под Витебском. Вместе с ним там находились мой друзья, британец Алан Смит и японец Даичи Йошида.
Но тяжелее всего для Алеся было не заключение. Он сильный и мужественный человек. Его едва не надломили сразу две трагедии в его семье. Ехавшая к нему на свидание супруга попала в аварию и несколько месяцев провела в больнице с тяжелыми травмами, а ведь у них трое маленьких детей. И едва немного пришла в себя жена, как скончалась от онкологии его мама.
А это мы митингуем в защиту Алеся и других политзаключенных Беларуси. Это в Лондоне перед посольством -
Там же, но месяцем ранее -
Это мы в Токио с Даичи Йошидой -
Это мы в Вильнюсе -
Ему осталось сидеть около года. Но все же я надеюсь и лично просил тех белорусских активистов, с которыми знаком (а знаю их многих), чтобы в случае смены власти немедленно освободили Алеся Юркойтя. Они обещали это сделать. И не только его, но и всех политзаключенных Беларуси.
Алесь, держись. Жыве Беларусь.