Представьте ситуацию: до президентских выборов остаются считанные дни, ваш рейтинг падает, государственная казна опустела, население охвачено страхом, а по миру продолжает распространяться пандемия коронавируса. Каковы могут быть действия в столь критической обстановке?
Поиск внешнего врага как инструмент удержания власти
Некоторым лидерам, как, например, президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, в подобных случаях проще — недовольство общества можно перенаправить на армян, а наиболее активных оппонентов отправить на фронт, тем самым решая сразу несколько проблем. Однако у белорусского руководителя Александра Лукашенко нет такого постоянного внешнего противника. Конечно, можно периодически демонстрировать агрессию в адрес соседних стран, но это чревато серьезными последствиями: они могут прекратить финансовую помощь, ограничить поставки нефти или ввести санкции. Остается лишь стратегия взятия заложников и последующих торгов.
Фактически, Беларусь сегодня является единственной страной в Европе, которая систематически практикует захват в заложники граждан других государств. Не имеет значения, откуда этот человек — из далекой Японии, Великобритании, Франции, Норвегии или даже России, как это было в случае с автором статьи. Главная цель — найти «разменную монету», чтобы затем выгодно её «продать»: обменять на энергоресурсы, навязать военную технику вроде «Полонезов» или обеспечить себе поддержку в избирательной кампании. Альтернатива этому сценарию для действующей власти выглядит пугающе.
Нарастающее недовольство и страх перед честными выборами
В противном случае трудолюбивый, но уставший от бедности и произвола белорусский народ может законным путем, через честные выборы, а не через кровавый бунт, сменить власть. Допустить такой исход для Александра Лукашенко немыслимо. Поэтому любое проявление народной воли объявляется тотальным заговором, организованным то ли Москвой, то ли «морально разложившимся» Западом, то ли Соединенными Штатами. Именно в рамках этой логики были задержаны 33 россиянина, следовавших транзитом через Минск в Стамбул, — их попытались представить как угрозу государственной безопасности.
Для любого здравомыслящего человека такая ситуация выглядит абсурдной. МИД России дал четкую оценку, заявив, что «одиозная трактовка белорусской стороной задержания 33 граждан России не выдерживает никакой критики». Было подчеркнуто, что у группы были все необходимые документы, а попытка представить дело как внешнее вмешательство вызывает лишь недоумение. Это явный провал в тактике белорусского президента. Россия четко дала понять, что торговаться не намерена.
Создание образа внутреннего врага и фабрикация дел
Последним козырем Лукашенко стала попытка связать задержанных россиян, якобы имеющих отношение к ЧВК «Вагнер», с координацией действий белорусской оппозиции. По сути, под предлогом борьбы с «российскими террористами» в тюрьмах могут оказаться сотни людей: блогеров, правозащитников, сотрудников штабов независимых кандидатов. Охота уже началась. 29 июля в Гомеле был арестован блогер и политолог Виталий Шкляров, постоянно проживающий в США. Интересно, что до этого дня он никого не интересовал, а затем внезапно превратился в «ведущего российского политтехнолога» и «серого кардинала оппозиции».
Шкляров публиковал аналитические материалы в ряде российских СМИ, его интервью доступны в сети. В них нет призывов к насильственному свержению власти — только политический и экономический анализ. В любой демократической стране такая деятельность не является преступлением. Однако белорусским властям необходим законченный образ врага-«кукловода», который, по их версии, руководит протестным движением из-за рубежа, чтобы дискредитировать реальных кандидатов и сплотить электорат вокруг действующего президента.
Именно поэтому государственные СМИ Беларуси распространяют информацию о том, что «вагнеровцы» во всем признались, а арестованный кандидат Сергей Тихановский лишь выполнял указания. Появился даже «свидетель» Попов, якобы завербованный в Санкт-Петербурге. Эта ситуация напоминает дело автора статьи 2017 года в Азербайджане, где «свидетелями» выступали люди, не имевшие к нему никакого отношения. Лукашенко, учась у своих союзников, пытается спасти шаткое положение. Обычные охранники ЧОП объявляются террористами (хотя ни одно СМИ не сообщило об обнаружении у них оружия), кандидаты — государственными изменниками, а аналитик — опасным «мобилизатором протеста».
Исчерпание возможностей и растущая изоляция
Следователей не интересует правда, поскольку есть прямое указание «сверху», которое нужно выполнить к выборам. Однако время работает против власти: народ выходит на улицы все чаще и в больших количествах. Ближайший союзник и донор, Россия, которую белорусское руководство не стесняется публично критиковать, усилила охрану границ. Европейский союз также выступает за введение санкций против Лукашенко и его окружения. Пространство для маневра стремительно сужается. Эпоха, когда можно было шантажировать Россию, подходит к концу. Остается вопрос: возможно ли в этой ситуации достойно уйти, или же путь ведет к дальнейшей изоляции и внутреннему кризису?