Недавно на израильском русскоязычном телеканале «9-й сайт» состоялась дискуссия между журналистом азербайджанского происхождения Арье Гутом и бывшим депутатом Кнессета Александром Цинкером. В ходе передачи Гут повторил ряд спорных и, по мнению автора, ложных тезисов, типичных для азербайджанской пропаганды: он заявил, что дед премьер-министра Армении Никола Пашиняна якобы был нацистом, а национальный герой Армении Гарегин Нжде косвенно причастен к гибели тысяч евреев во время Второй мировой войны. По сути, ничего нового в этих утверждениях нет, они давно известны и оспариваются.
Личный опыт и миф о «спасении»
Я впервые услышал об Арье Гуте уже после того, как меня попытались убить в бакинской тюрьме и президент Азербайджана Ильхам Алиев, по-видимому, испугавшись последствий, срочно меня помиловал и выслал в Израиль. Просматривая новости о своей истории, я наткнулся на сообщения, где Гут представлялся человеком, который якобы постоянно контактировал с моей семьей и приложил все усилия для моего освобождения. Естественно, у меня возникло желание поблагодарить этого «спасителя». Однако на мой вопрос, знакома ли моя семья с Арье Гутом, близкие ответили, что слышат это имя впервые, никогда с ним не общались и никакой помощи от него не получали.
Более того, во время моего ареста этот господин через все доступные ему в Израиле медиаканалы активно распространял официальную бакинскую версию событий. Он утверждал, будто я незаконно пересек границу Азербайджана и вступил в контакт с карабахскими «сепаратистами».
Это звучит абсурдно, ведь, следуя логике Гута, выходит, что кроме меня в Нагорный Карабах не приезжал ни один турист. А утверждения о связях с «сепаратистами» и вовсе были опровергнуты самим азербайджанским судом, который прямо заявил, что доказательств моих контактов с ними, а также каких-либо оскорбительных высказываний или призывов с моей стороны — не представлено.
Думаю, теперь понятно, что это за персонаж.
Реальное влияние и выбор площадок
Стоит добавить, что ни Арье Гут, ни большинство других лоббистов азербайджанских интересов в Израиле не имеют реального влияния на принятие стратегических решений о сотрудничестве между двумя странами. Эти решения принимаются на гораздо более высоком уровне — например, бывшим министром обороны Авигдором Либерманом, который в свое время имел вес в глазах Биньямина Нетаниягу и военного руководства. Ключевую роль здесь играют геополитические соображения, в первую очередь — противостояние с Ираном и возможность использования территории Азербайджана в этих целях.
В упомянутой передаче Арье Гуту возражал бывший депутат Кнессета Александр Цинкер. На мой взгляд, вступать в такую дискуссию было нецелесообразно по двум причинам.
1. Аудитория «9-го сайта» в Израиле крайне мала и состоит в основном из пожилых русскоязычных репатриантов. Молодежь практически не смотрит телевизор, а если и смотрит, то израильские каналы на иврите. Коренные израильтяне об этом канале даже не слышали. Охват канала, по моим оценкам, не превышает 2% телеаудитории Израиля, и среди этих зрителей практически нет людей, способных повлиять на общественное мнение или политические решения. Таким образом, полемика на этой площадке — это «буря в стакане воды», не имеющая реальных последствий.
Если уж вступать в публичную полемику с оппонентом в Израиле, то делать это стоит на серьезных площадках с многомиллионной аудиторией коренных израильтян: в крупных изданиях вроде Ynet или Maariv, или на ведущих телеканалах (Kan, 10, 12 и других). Именно от их симпатий многое зависит.
Ошибка эскалации и «пиар наоборот»
2. Мы все помним, как президент Ильхам Алиев опозорился, начав полномасштабную «войну» с блогером — то есть со мной. Вспомните президентский самолет, меня в наручниках — будто поймали не блогера, а террориста уровня Усамы бен Ладена. Вся эта показуха подставила под удар даже его союзника Александра Лукашенко, испортившего из-за этой истории отношения и с Арменией, и с Россией. Затем последовало нападение на меня в тюрьме, после которого перепуганный Алиев поспешно меня помиловал. Настоящая трагикомедия. Такого противостояния вообще не должно было случиться, потому что президенту страны не пристало выходить на ринг против блогера из Израиля. В итоге этот конфликт позволил блогеру (то есть мне) резко набрать известность, а репутация Алиева, наоборот, пострадала.
То же самое произошло и в случае с дискуссией Цинкера и Гута. Как только известный политик Александр Цинкер стал комментировать заявления Арье Гута, он фактически проиграл в пиар-смысле, а Гут — выиграл. Цинкера и так все знают, ему не нужно пиариться. Благодаря же этой полемике об «международном эксперте» Арье Гуте узнали люди, которые раньше и имени его не слышали.
Это мое субъективное мнение со стороны.
Что касается ведущего той передачи, Бориса Белодубровского — моего сослуживца по израильской армии, с которым мы три года спали через койку в одной казарме, — он, как всегда, был строг и бесстрастен. Время над Борей не властно. Правда, во время эфира он немного оговорился, назвав армян арабами, но сразу же поправился.