По всей России, в тихих деревнях, селах и лесных чащах, словно осколки ушедшей эпохи, разбросаны некогда величественные дворцы и усадьбы. Когда-то здесь кипела жизнь: останавливались правители, прогуливались по паркам дамы в роскошных нарядах, а сами имения были центрами прогресса, куда проводили водопровод и телефон. Иностранные гости поражались их размаху и богатству...
Сегодня же вместо элегантных кавалеров рядом с этими руинами можно встретить разве что местного жителя, идущего в магазин, или дачников в выходные дни. Картина чаще всего безрадостная.
Типичная картина запустения
В большинстве случаев внутреннее состояние заброшенных усадеб выглядит именно так, как на этом снимке.
Перекрытия обвалились, понять первоначальную планировку помещений практически невозможно, а находиться внутри попросту опасно для жизни. Это закономерно: если за зданием никто не ухаживает, оно начинает стремительно разрушаться. С другой стороны, если за объектом присматривают, то попасть внутрь легально бывает сложно. Я всегда соблюдаю правило: никогда ничего не взламываю и захожу только через открытые двери.
Неожиданные находки и уцелевшая красота
Но среди общего упадка иногда встречаются настоящие «жемчужины», чудом уцелевшие фрагменты былой роскоши.
Например, эта изысканная лепнина на руинах усадьбы Пречистое в Смоленской области.
От самого здания остались лишь стены, крыши и перекрытий нет уже много лет. Усадьба, стоящая в центре довольно крупного села, никому не нужна, но изящная лепнина, вопреки всему, сохранилась.
А если зданию повезло чуть больше и крыша пока держится, внутри можно обнаружить интерьеры, почти не утратившие своего первоначального великолепия.
Беспощадность истории и вандализм
Порой история обходится с наследием особенно жестоко. От былой роскоши остается лишь величественный фасад, а внутренние помещения перестроены до неузнаваемости.
Другой пример — усадьба бывшего главы Смоленска, которую в советское время приспособили под сельский клуб. В центральном зале даже был кинотеатр. Сейчас это самое сохранившееся помещение, в остальных же, кроме стен с остатками советской росписи, ничего не осталось.
Табличка о статусе объекта культурного наследия — слабая защита от вандалов и охотников за цветным металлом. В итоге окна выламывают, полы сдирают в поисках старинных монет, с печей отбивают изразцы. И остаются лишь одинокие величественные колонны, возвышающиеся над всеобщим разрушением.
Масштаб не имеет значения
Степень разрушения не зависит от первоначального масштаба и значимости усадьбы. Так может выглядеть и скромный дом местного помещика, и почти дворец знати, вхожей в царское окружение.
Погружение в прошлое
Но иногда попадаешь в такое место, где достаточно лишь немного воображения, и вот уже вокруг оживают картины прошлой, роскошной жизни.
Поднявшись по лестнице и побродив по залам, словно попадаешь в другое измерение. И становится невыразимо жаль, что без должного присмотра и срочной реставрации от этой красоты вскоре не останется и следа.
Бывает и так, что внешне усадьба выглядит совсем непримечательно, напоминая обычный сельский дом. Но внутри, в прошлом, все было «по правилам»: печи с изразцами, большая парадная зала для приемов...
Есть ли надежда? Редкие позитивные истории
К счастью, иногда случаются и позитивные истории, правда, они пока в меньшинстве. Чаще всего усадьбы выкупают частные инвесторы и переоборудуют под небольшие гостиницы или резиденции. Однако здесь встает вопрос баланса: крупный усадебный комплекс со статусом памятника федерального значения вряд ли заинтересует частника — слишком много ограничений накладывает этот статус на возможное использование.
Инвесторы обычно приобретают более скромные, сельские усадьбы без охранного статуса. Но и это уже хоть какое-то спасение. А величественные дворцы и замки, не нашедшие своего хозяина, продолжают медленно, но верно зарастать бурьяном и молодыми деревцами, теряя последние следы былого величия.
_________________________________________
Подписывайтесь в раздел, чтобы не пропустить новые публикации. Все фотографии сделаны мной.
Instagram | Вконтакте | Яндекс.Мессенджер
