Отправимся в путешествие по селу Высокое в Смоленской области, чтобы увидеть, что осталось от его былого величия, и заглянуть внутрь некогда роскошных построек.
Былое величие "Смоленского Петергофа"
Когда-то это небольшое село могло соперничать в роскоши и размахе с известнейшими усадьбами обеих столиц. За свой блеск оно даже получило неофициальное, но красноречивое прозвище — «Смоленский Петергоф». Масштаб, конечно, был иным, но уровень подхода — высочайшим. Над созданием этого ансамбля трудился сам знаменитый архитектор Александр Бенуа, который на три года оставил столичные проекты, чтобы посвятить себя строительству в Высоком.Изначально село было крошечным — всего 14 дворов. Всё изменилось, когда дочь местных дворян Мельниковых вышла замуж за графа Дмитрия Шереметева. Именно с этого брака началась масштабная перестройка и превращение усадьбы в настоящую жемчужину.
Следы прошлого среди современности
Главный дом семьи Мельниковых до сих пор стоит у дороги, но его историческое предназначение сейчас угадать почти невозможно. Внешне он больше напоминает обычное здание сельской школы, чем дворянское гнездо.Рядом расположен особняк, который Шереметев строил уже для своих детей.
На стене красуется табличка, сообщающая о статусе памятника архитектуры. Здание подперто сбоку, у входа припаркована машина, а внутри до сих пор живут люди. В целом, дом мог бы быть отличным жильем, если бы за ним тщательно ухаживали, не допуская протечек и плесени.
Любопытно, что на архивных фотографиях видно, что дом стоял заброшенным: окна были заколочены, а электричество отключено. Сегодня же здесь новая крыша, спутниковая тарелка и современные стеклопакеты.
Руины былой роскоши
Эта живописная, но печальная руина когда-то была молочной фермой, выстроенной в модном «швейцарском стиле». От былого стиля и функциональности не осталось и следа.Напротив разрушающегося скотного двора неожиданно ярким пятном смотрится детская площадка с каруселями и декоративным самоваром — символ контраста эпох.
Дом управляющего усадьбой сохранился относительно неплохо, но он закрыт и пустует.
В селе до сих пор работает школа, а в старых конюшнях теперь разместились сельский клуб и общежитие для местного аграрного техникума, где обучаются около сотни студентов очно и еще двести — заочно.
Еще одно вспомогательное здание усадьбы.
Крыши давно нет, а старая печь почему-то до сих пор на месте. Возможно, её не растащили на металлолом из-за большого веса или просто недосмотрели.
Жизнь среди руин
Нельзя сказать, что село полностью вымерло: здесь есть школа, техникум, по улицам ездит техника. Однако бесчисленные заброшенные здания навевают гнетущее ощущение. Создается впечатление, что кроме частных домов, всё вокруг лежит в руинах.А ведь здесь мог бы быть прекрасный музейно-туристический комплекс.
Есть в Высоком и своя необычная достопримечательность — самолет. Мало какое село может похвастаться таким «экспонатом». Правда, от него уже мало что осталось, и скоро, кажется, растащат окончательно.
Сердце усадьбы: дворец и храм
Центральные сооружения села — дворец Шереметевых и соседняя церковь.Дворец ныне представляет собой печальные руины, и, судя по состоянию, его уже не спасти — проще было бы снести и отстроить заново. А вот храм, к счастью, пытаются реставрировать.
История самого дворца и его эксцентричного владельца, графа, который обожал устраивать пожары и содержал личную пожарную команду с автомобилем, заслуживает отдельного рассказа. Но, как видим, финал у этой истории всё равно печальный.
В заключение возникает вопрос: в селе всё же живут люди. Дети играют на площадке у руин. Как им живется в таком окружении? Возможно, они уже просто привыкли и воспринимают это как неотъемлемую, обыденную часть своего мира.