Охота на ведьм в Европе xv-xviii веков.

Между XV и XVIII веками во многих частях Европы власть развязала жестокие репрессии против предполагаемых поклонников дьявола. Тысячи из них были осуждены и умерли на костре.

Дьяволу в образе козла поклоняется группа ведьм, которые приносят ему в жертву детей, что, возможно, является намеком на практику абортов. Масло Франсиско Гойи. 1797-1798 гг. Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид. Изображение из открытых источников.

В конце XVIII века немецкий историк подсчитал, что за тысячелетие в Европе было казнено девять миллионов так называемых ведьм и колдунов. На самом деле, это число было намного меньше: современные ученые подсчитали, что в промежутке между серединой XV века и серединой XVIII века по обвинению в колдовстве было вынесено от 40 000 до 60 000 смертных приговоров. Тем не менее, это очень значительная цифра, к которой следует добавить тех, кто умер в результате пыток и жестокого обращения, применяемых во время содержания под стражей, а также многих, кто подвергся линчеванию как подозреваемые в колдовстве вне рамок какого-либо официального процесса и которые, следовательно, не были должным образом зарегистрированы. Нет сомнений в том, что колдовство было одним из самых драматических явлений в Европе, и его последствия были ужасными: десятки тысяч людей, обвиненных в сговоре с дьяволом, большинство из которых были скромными женщинами, подверглись ужасным волнам преследований.

Хотя вера в колдовство задокументирована с очень давних времен в истории Европы, именно с 13 века она стала настоящей навязчивой идеей, и начали развязываться преследования, организованные церковью. Причина этого, несомненно, в появлении именно в то время мощного еретического движения на обширных территориях континента, особенно на юге Франции: катаров. Чтобы подавить их, Римская церковь создала институт великой власти, инквизицию, которая в конечном итоге будет отвечать за контроль над теми, кто выполняет магические практики.

От ереси к колдовству.

Отождествление между магией и ересью происходило постепенно. В 1233 году Папа Григорий IX провозгласил буллу «Vox in Rama», в которой некая секта немецких еретиков обвинялась в поклонении чудовищным животным, совершении святотатств и практике оргиастических ритуалов. Подобные обвинения были выдвинуты в начале 14 века против тамплиеров в ходе великого процесса, организованного против них после подавления военного порядка. Позже, в 1326 году, булла Иоанна XXII «Super illius specula» окончательно приравняла магические практики или верования к ереси, допустив применение обычных инквизиционных процедур и к последней.

На этой иллюстрации из швейцарской рукописи празднование шабаша изображено слева, а справа изображена ведьма, горящая в Бадене. Изображение из открытых источников.

Наконец, в 1484 году папа Иннокентий VIII в булле Summis desiderantesffectibus сформулировал радикальное осуждение всех тех, кто совершал дьявольские деяния и тем самым оскорблял христианскую веру:

«Многие люди обоих полов предались демонам и своими заклинаниями и другими мерзостями они убивали детей даже в утробе матери, уничтожали домашний скот и урожай, мучили мужчин и женщин и мешали им зачать ребенка и, прежде всего, они кощунственно отрекаются от своей веры, к которой пришли через таинство крещения, и по наущению Врага человечества они без колебаний совершают самые ужасные мерзости и самые постыдные деяния не смотря на смертельную опасность для своих душ».

Таким образом, борьба с ересью послужила поводом для начала охоты на ведьм, которая с пятнадцатого века стала появляться все чаще и чаще. Это произошло во франко-провансальской Швейцарии, а также на севере Франции. В 1459 году в городе Аррас, который тогда находился под властью герцогов Бургундских, осуждение отшельника за демоническую магию вызвало серию цепных признаний, которым способствовали пытки. Процесс закончился 29 обвинительными заключениями и 12 казнями. Эпизод был известен как Vauderie de Arras, по отношению к Vaudois, «вальденсы», еретическому течению, появившемуся в XII и XIII веках. Впоследствии последовало вмешательство герцога Бургундского Филиппа Красивого, которому удалось остановить то, что уже казалось общим психозом. Осужденные были реабилитированы много лет спустя, в 1491 году.

Шабаш ведьм Масло работы фламандского художника Франса Франкена II Младшего. 1606. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Изображение из открытых источников.

Наиболее активный период охоты на ведьм приходится, в любом случае, на вторую половину XVI века и длился до 1660 года. Несомненно, не случайно, т.к. эта фаза частично соответствует так называемому «малому ледниковому периоду». Ухудшение климата, повлекшее за собой неурожаи и голод. Это явление, по-видимому, затронуло несколько районов Европы в разное время между 1580 и 1630 годами, после чего в 1630 году последовала трагическая волна чумы, что только подогрело интерес к преследованию «ведьм». Последующее экономическое улучшение для некоторых регионов пришло слишком поздно и, семнадцатый век, стал периодом, на который пришлись худшие случаи охоты на ведьм.

Замерзшая Темза, Абрахам Хондиус (1677) Изображение из открытых источников.

Резня в Германии.

Охота на ведьм не имела одинакового размаха и интенсивности в разных частях Европы. Без сомнения, территорией, на которой происходили самые жестокие и многочисленные преследования, была Германия. Подавляющее большинство процессов происходило между семнадцатым и восемнадцатым веками, а общее число жертв колеблется от 22 000 до 25 000 - хотя есть авторы, которые увеличивают его до 30 000 - что составляет половину от общего числа жертв в Европе. В частности, в первые десятилетия семнадцатого века настоящий коллективный психоз разразился на юго-западе страны, вокруг таких городов, как Бамберг, Майнц, Айхштет или Вюрцбург, где проходили массовые судебные процессы, в ходе которых обвинительные приговоры и казни исчислялись сотнями.

Предполагаемая ведьма сожжена на костре в Германии в 1531 году. Изображение из открытых источников.

Одной из причин этого была политическая раздробленность Священной Римской империи: в отсутствие сильной центральной власти каждый город сталкивался с проблемой в определенной степени автономно, что приводило к злоупотреблениям со стороны властей и дискреционным действиям. Точно так же сосуществование католических и реформатских групп, как это имело место на юго-западе Германии, создавало серьезную напряженность, которая часто приводила к взаимным обвинениям в колдовстве.

Судебные процессы над колдовством в немецких городах достигли необычайного уровня драматизма. Свидетельство о Вюрцбургских процессах описывается в письме 1629 года:

«Есть дети трех и четырех лет, Их количество достигает 300.

Обратите внимание: Как экономят европейцы?.

Как говорят, они имели дело с дьяволом. Я видел казненных семилетних мальчиков, многообещающих учеников 10, 12, 14 и 15 лет. Были и дворяне».

Однако, это же свидетельство убеждало и в реальности обвинений:

«Нет никаких сомнений в том, что сам Дьявол с 8000 своих последователей проводил собрание и служил мессу перед всеми ними, преподнося своим слушателям скверну вместо Священного писания. Кощунства были произнесены так ужасно, что я боюсь их писать».

Борьба с дьяволом и его помощниками.

В других частях Европы также не было недостатка в массовых процессах, как правило, в периферийных регионах, неподконтрольных центральному правительству. Например, на юго-западе Франции судья Бордо Пьер де Ланкр начал расследование, в результате которого было сожжено 80 предполагаемых ведьм, а еще 500 подозреваемых были оправданы, в основном из-за их юного возраста. Ланкр был убежден, что он видел 3000 детей с клеймом дьявола и что во французской Стране Басков существует дьявольская секта, насчитывающая 30 000 членов: «Все жители Наварры - ведьмы», - писал он. В Лотарингии Николя Реми, другой магистрат, твердо убежденный в существовании дьявола, отправил на смерть сотни ведьм в период между 1586 и 1595 годами. В отличие от этого Верховный суд Франции, Парижский парламент, редко оставляли в силе смертные приговоры.

Было подсчитано, что в Англии до 1640 года , что сгорело не более 44 человек.

Казнь женщин, обвиненных в колдовстве в Англии. Getty Image.

Однако в период гражданской войны, начавшейся в 1640 году, когда центральная власть была слабой и религиозные конфликты обострились, произошли ужасные гонения. Например, между 1644 и 1648 годами судья Мэтью Хопкинс приговорил к смертной казни 200 человек. На Скандинавский полуостров мания на гонения на ведьм пришла позже, но когда она пришла, начался настоящий хаос. В 1668 году судебный процесс, в ходе которого были сожжены 30 человек, обвиненных в похищении детей и борьбе с дьяволом, привел к повсеместной охоте на ведьм по всей стране. Было казнено триста человек, почти все женщины. В 1675 году в трех небольших деревнях в центральной Швеции с общим населением 670 человек старше 15 лет был казнен 71 человек: 65 женщин, двое мужчин и четыре мальчика. Основным основанием для обвинения были «признания» детей, которые рассказывали фантастические истории о том, как ведьмы привели их в Блокуллу, резиденцию дьявола в скандинавской мифологии.

Железная дева Орудие пыток, также известное как Нюрнбергская Дева. XVII век. Изображение из открытых источников.

Южная Европа, гонения слабее.

Вопреки тому, что можно было предположить, католическая Испания была в значительной степени свободна от взрывов насилия против предполагаемых ведьм, так что число жертв было очень низким по сравнению с центральной и северной Европой. В этом заслуга оклеветанной инквизиции, которая оказалась здесь особенно эффективной. Ключевое решение в этом отношении было принято после набега в долины Наварры в 1525 году, закончившегося казнью от 30 до 40 человек.

Ведьмы Берика Король Джеймс VI председательствует в суде, который проверяет виновность или невиновность предполагаемых ведьм Берика. Гравюра работы Новички из Шотландии. 1591. Изображение из открытых источников.

В следующем году коллегия юристов в Гранаде определила, что отныне дела о колдовстве будут находиться в ведении инквизиции, и вскоре после этого для инквизиторов был установлен ряд строгих правил, которые должны были проверить, подвергался ли обвиняемый пыткам, и в этом случае признания будут отклонены. Несмотря на это, были также эпизоды массового преследования, такие как известная ведьма из Сугаррамурди, города Наварры, где в 1609 году были арестованы десятки людей, большинство из которых были основаны на обвинениях со стороны детей. Тридцать из них были обвинены в измене вере, одиннадцать - к смертной казни, но только шестеро были сожжены, поскольку остальные умерли в тюрьме.

В Италии процессы, хотя и начались рано, не были частыми, а смертных приговоров было немного, благодаря инструкциям инквизиции, как и в Испании. Например, в 1589 году, совпавшем с периодом голода и высокой детской смертности, в Триоре, недалеко от Генуи, начался процесс, в ходе которого было привлечено к ответственности значительное число женщин. Процесс длился долго, и некоторые заключенные умерли в тюрьме из-за последствий ужасного обращения, но римская инквизиция положила конец этому эпизоду. В альпийских районах Италии также были волны преследований, особенно в 1630-х годах, вызванные ситуацией конфессиональной напряженности между католиками и протестантами, а также условиями бедности в этом районе, усугубленными чумой 1630 года, унесшей половину населения.

Протоколы судебных процессов над колдовством 16 века в Нижней Саксонии. Getty Image.

Торжество разума.

По мере того как во многих частях Европы бушевала охота на ведьм, начали раздаваться первые критические голоса, ставящие под сомнение реальность утверждений о поклонении дьяволу. Например, когда в первой половине XVI века миланского юриста Андреа Альчати попросили высказать свое мнение о судебных процессах в альпийской долине Вальтелина, он рассказал, что был впечатлен жестоким обращением с обвиняемыми, количеством казней. Свои критические взгляды он аргументировал письменно. Позже брабанский доктор Иоганн Виер высказал в двух трактатах, что дьявол использует свою силу, сбивая с толку умы предполагаемых ведьм, но также вызывая в обществе большое доверие к этому явлению.

В Испании гуманист Педро де Валенсия написал в отчете о случае с ведьмами Сугаррамурди следующее, это были «встречи мужчин и женщин всех возрастов, имеющие физические недостатки. Следуя этим порокам и повинуясь своим духами, ведьмы на деревянных ногах, все вместе, пытаются вовлечь в игру мальчиков и девочек, поскольку на них легче охотиться». По словам Валенсии, признаниям обвиняемых не следует доверять, поскольку они «намеренно говорят невероятную чушь поскольку нет правды, которую они могут высказать». Со своей стороны, немецкий иезуит Фридрих фон Шпее, который был свидетелем многочисленных судебных процессов по обвинению в колдовстве, опубликовал в 1631 году книгу, в которой осудил тот факт, что на этих процессах обвиняемый считался виновным до того, как были представлены действительные доказательства.

В 18 веке критика веры в ведьм стала еще более настойчивой. Например, веронский дворянин Шипионе Маффеи в многочисленных трудах отрицал реальность всех магических верований. Монтескье и Вольтер были одинаково радикальны, отвергая как верования в ведьм, так и верования их обвинителей как суеверия: для них охота на ведьм была не чем иным, как большим обманом, которому способствовали невежество и мракобесие, преодолеть которые могла только Эпоха Просвещения.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.

Статистика жертв религиозных гонений в Европе.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Охота на ведьм в Европе xv-xviii веков. .




Закрыть ☒