Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Некоторое время назад, в компании хороших знакомых за кружкой крепкого чая, произошел у меня довольно забавный и жаркий разговор.

А тема была интересная - позитивные тенденции в строительстве дорог на территории нашей необъятной страны и скорого будущего в виде электромобилей, Tesla и всего сопутствующего.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Скажу сразу, что дело происходило в Москве и большая часть людей из компании если и путешествовала по России, то только самолетами или бывала на раскрученных туристических локациях.

Послушал я аргументы своих собеседников и рассказал им небольшую историю про то, почему нам не грозит в ближайшем будущем не только нашествие Tesla, электромобилей, электробусов, но и электрогрузовиков.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Дело все в том, что площадь нашей страны 17,1 млн. кв. км., население около 144 млн. человек, а протяженность всей дорожной сети на конец 2016 года (по данным Росавтодор) всего 1,66 млн. км, а дорог с твердым покрытием не более 1,16 млн. км (или чуть более 69%), а остальное грейдеры, грунтовые дороги и сезонные зимние ("зимники").

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Но самое интересное в другом. Если посмотреть данные Росстата за 2016 год, то Камчатка, Якутия, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО и Чукотский АО занимают площадь в 5,2 млн. кв. км или почти 35% территории нашей страны. Только вдумайтесь, что 5 регионов страны занимают треть территории РФ.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

А плотность покрытия сетью дорог с твердым покрытием (асфальт и грейдер) на трети страны не превышает 15,3 км на 1000 кв. км территории. А проживает на этой территории почти 1,9 млн. человек.

Все очень просто - значительная часть населения из этих 1,9 млн. чел. просто не имеет доступа к круглогодичным автомобильным дорогам с твердым покрытием.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

По плотности сети автомобильных дорог мы даже уступаем нашим ближайшим соседям в СНГ.

Тогда закономерен следующий вопрос, а какие же там дороги на этой трети страны в подавляющем большинстве? А вот такие как на всех фотографиях в этой статье.

Такие дороги называются - зимниками.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Зимники - это временные (сезонные) дороги по болотам, рекам, тундре и вечной мерзлоте.

Обычно зимники начинают ставить в ноябре-январе и действуют они до марта-мая в зависимости от широты и региона.

Протяженность некоторых зимников может достигать 1 500-2 000 километров. Один из таких наиболее известных и протяженных зимников в стране - федеральный зимник "Арктика". Это единственная дорога по которой можно попасть на автомобиле в самый восточный регион страны - Чукотку. Действует этот зимник обычно с января по май, но бывают годы, когда он открывается только в марте и тогда это настоящая чрезвычайная ситуация.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Этот зимник берет свое начало на федеральной трассе "Колыма" посредине между Якутском и Магаданом, а заканчивается в арктическом поселке Черский в 80 километрах от Чукотки.

На этом зимнике расстояние между улусами(районными центрами), где есть хоть какие-то признаки цивилизации и заправка по 500-700 километров.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

А между улусами нет ничего кроме тайги, тундры и дикой природы. Никакой связи, никаких поселков, никаких кафе, теплых туалетов, людей. Абсолютно ничего.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Представляете в таких условиях эксплуатацию электромобилей или иностранных тягачей и грузовиков? Да здесь даже бензиновым автомобилям крайне сложно и без запаса топлива в канистрах они не выходят на зимник.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Но настоящие опасности в другом. В разгар зимы - это сильнейшие морозы, который порой достигают 60 градусов в районе Верхоянского хребта и хребта Черского, коварные наледи на реках и озерах, а весной добавляются многодневные метели и пурга.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Даже суровая отечественная техника не выдерживает таких условий эксплуатации.

И тогда полевой ремонт происходит в таких суровых условиях. Наши УРАЛы и КАМАЗы водители за годы работы в таких условиях уже научились восстанавливать из подручных запчастей, которые можно достать в каждом поселке чуть ли не за "бутылку водки".

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

А как быть с иномарками от Volvo, MAN, Iveco, DAF, которые не приспособлены к таким условиям работы?

Как нам рассказывали обычные мужики, работающие по 6-7 месяцев на зимниках Якутии и Чукотки, полноприводные грузовые тягачи Iveco, Volvo, MAN просто не выживают в таких условиях даже одного сезона.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

У них разрывает карданы, умирают коробки передач, а дизельные двигатели после заправки из гаражных емкостей глохнут от осадка и примесей в дизельном топливе.

Ждать запчастей приходится неделями и месяцами, стоимость запчастей запредельная, а в конце зимнего сезона, когда вскрываются многочисленные озера, реки и ручьи, приходится преодолевать водные преграды с глубиной брода до 2 - 2,5 метров.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Тут никакие иномарки не выдерживают.

Вот и приходится по - привычке использовать полноприводные КАМАЗы и старые "уставшие" УРАЛы. Многие из них собраны из запчастей "доноров", отслуживших свой срок много лет назад.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Но чаще это бывают доноры из числа утонувших автомашин или перевернувшихся на зимниках. Восстанавливать такие экземпляры не имеет смысла, а на запчасти сойдет.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Фотографии, которыми со мной поделились водители с Чукотки и Якутии и которыми я делюсь с вами, наглядно показывают, какие направления вместо дорог у нас на Крайнем Севере.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

И по этим направлениям идет поток грузов в "северный завоз" по многочисленным поселкам и даже городам нашей Арктики.

Везут топливо, оборудование, стройматериалы, продовольствие. Следующий шанс завезти все необходимое будет только летом с открытием речной и морской навигации.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Но в многие поселки даже летом с навигацией не удастся доставить все необходимое, особенно если поселки вдали от судоходных рек или моря.

Один рейс у этих настоящих мужиков может длиться месяц и даже полтора, если они идут в труднодоступное село, а машины ломаются.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Если поломка случается в конце зимы, то бывает, что машины бросают на зимнике до следующего сезона. С наступлением новой зимы возвращаются с запчастями, ремонтируют на месте и едут дальше. Либо разбирают на запчасти.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Тут же представил как будут бросать нежные иномарки или автомобили на электродвигателях.

Можно, конечно, предположить, что в нашей стране стремительно увеличиться скорость строительства дорог с твердым покрытием и тогда наступит новая эра.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Но пока это утопия и мечты. Уже почти 10 лет говорят о том, что начато строительство продолжения федеральной автотрассы "Колыма" на Чукотку с перспективой её доведения до Анадыря.

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Но скорость строительства этой дороги настолько ничтожна, что по самым оптимистичным оценкам её доведут до Чукотки не ранее, чем через 30-40 лет. Да и там настолько глухие места и сложный рельеф, что стоимость строительства дороги просто запредельная. А ко многим якутским поселкам скорее всего при нашей жизни круглогодичных дорог не будет никогда. Тот же Депутатский, Батагай, Тикси, Среднеколымск и Зырянка...

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Вот такая она правда о настоящих дорогах на Крайнем Севере и настоящих автомобилях, которые там работают и ездят. Нет, иномарки, конечно попадаются, например у Канадских компаний. Но это исключение и в обозримом будущем там так и будут ездить старые, проходимые и неприхотливые УРАЛы да КАМАЗы...

Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Если вам интересна тема зимних дорог и Арктики, еще несколько моих репортажей на эту тему:

Чукотка. Про суровые дороги, не прощающие ошибок
Чукотка. Про коварные дороги арктического лета
Как работают водители дальнобойщики на Чукотке
Как выглядят настоящие русские мужики - гвозди бы делать из этих людей
Арктика. Иномарки здесь не выживут - правда о настоящих автомобилях и дорогах на Крайнем Севере России

Подписывайтесь на канал, делитесь с друзьями - дальше будет еще интереснее!

А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!